Он начал трудиться в 14 лет — грузчиком на кожевенном комбинате в Кирове. Тогда и возникла у Леонида КОПАНЕВА мечта о море, которая впоследствии занесла парня на Камчатку.
– Вся моя семья была связана с кожевенным производством, — рассказывает Леонид Васильевич. — Дед по маминой линии владел своим небольшим заводом, но в 33-м его раскулачили, дед с семьёй вынужден был скрываться, а когда смута закончилась, они вернулись в Киров и работали на комбинате. А я думал о море.
Исполнение мечты
На комбинате был хорошо поставлен спорт. Всё свободное время Копанев проводил, играя за команду кожкомбината, — хотел быть здоровым, чтобы стать моряком. Одно время, несколько месяцев, даже работал в кузнице посёлка Коминтерн молотобойцем…
Достигнув совершеннолетия, Леонид послал документы в Батумское морское училище, но там, как на грех, в тот год не было приёма. В Херсонском мореходном Копаневу не хватило мест. Но парень добивался своего с упорством молотобойца: сдал экзамены в Николаевскую мореходку — и его приняли. Причём предупредили сразу: будет набрана группа из 60 человек, которую отправят учиться на Камчатку. И Леонид с радостью согласился.
Он добирался на Камчатку две недели через всю страну: на поезде, потом на пароходе. Край с вулканами заворожил 18-летнего парня навсегда.
Через три года Леонид получил специальность штурмана малого плавания. Но уйти в море надолго не пришлось: очень скоро спортсмену и активисту предложили должность освобождённого секретаря комсомольской организации училища.
Жизнь кипела вокруг, и молодой комсорг был в самой её гуще, продолжая активно заниматься спортом. Футбол, хоккей с мячом, волейбол, лёгкая атлетика, лыжи — ему всё было по плечу. Хотя самым любимым был всё же футбол.
Через два года Копанева пригласили уже в обком комсомола — возглавить оборонно-спортивный отдел. Но бумажная работа ему не понравилась, и вскоре по предложению Григория Вайнеса Копанев перешёл на его место — председателем городского комитета физкультуры.
– Три года там проработал — поднимал спорт Петропавловска в единственном лице, у меня не было ни секретаря, ни помощника. Тяжело было, делали всё с нуля. На Никольской сопке разровняли площадку, проводили соревнования по футболу, лёгкой атлетике, там же была зона отдыха горожан и танцплощадка. Это был единственный стадион в естественном парке. Первый спортзал в городе, «Пионер», тоже был построен в морском порту с моей подачи — сейчас его уже нет, снесли. А стадион «Спартак» в 1959-м строил весь город. Трибуны были деревянные, с северной стороны — просто лавочки, со стороны озера — сетка рабица. Здесь народу собиралось до 12—15 тысяч! Трибуны год от года росли. А хозяйство под ними стало приходить в негодность — сырость, гниль… Всё могло обрушиться. Поэтому руководство города и решило, что восстанавливать стадион нет смысла. Сейчас его сносят…
…Жизнь продолжалась, диктуя свои законы. Копаневу стало не хватать знаний — он поступил в Хабаровский пединститут на исторический факультет, потом окончил и ещё один — физического воспитания, стал преподавать сначала в мореходном училище, потом — в политехникуме. Сейчас у Леонида Васильевича уже 50 с лишним лет педагогического стажа. Он и сегодня преподаёт физкультуру в Камчатском политехническом техникуме.
Футбол и жизнь
Главная спортивная любовь Леонида Васильевича — футбол. Толк в нём он знает: более 25 лет возглавлял областную федерацию, под его опекой родились команды «Рыбак» и «Вулкан».
Губернатор Камчатки обещал сыграть в футбол с подростком из Паланы >>>
– Красота футбола — в осуществлении мысли игрока и тренера. Ногами, головой, телом. Комбинация должна быть красивой, законченной, как мысль. А у нынешних российских игроков эта комбинация прерывается без конца, законченной мысли не видно. Ещё, на мой взгляд, у нас нужно ограничить число иностранцев — своих нужно растить. Скоро невозможно будет собственную сборную собрать! И мне не нравится, что нашу команду тренируют иностранные тренеры. Их преимущество только в отсутствии кумовства при подборе команды. Но они не могут быть патриотами, у них другой менталитет: только деньги! Тренер должен тоже расти до уровня сборной — не всё сразу приходит. А у нас болезнь: меняют без конца и игроков и тренеров — хотят всё сейчас и сразу.
Правильный выбор
…В далёком 1957 году Леонид сделал ещё один правильный выбор. Новоиспечённого завотделом обкома комсомола тогда направили в институт, в Подмосковье.
– Оттуда я приехал в Киров, к матери, повидаться и посоветоваться. Дело в том, что с моей будущей женой Анной я был знаком с детства — мы жили в одном доме, дружили, потом переписывались. И не виделись шесть лет. Получив родительское благословение, я добрался на поезде до Тюмени, потом, на попутках, до деревни Антипино, где Аня работала зубным врачом. Там и сыграли свадьбу, налепив пельменей на всю деревню. А через день после свадьбы я уехал назад, в Петропавловск.
…Вскоре Аня приехала на Камчатку и муж привёл её в свою комнату в коммунальной квартире, где уже жила... ещё одна семейная пара. Пока Копанев решал свои семейные проблемы на материке, его друг Николай Елин, с которым они делили жильё, тоже успел жениться. Так и стали жить, отделившись матерчатой занавеской…
– Я человек публичный: работал, судил футбол и хоккей с мячом, сам играл: около 20 лет судил первенство СССР в Дальневосточной зоне. Можете представить, насколько часто был дома? Но дети и жена любят меня таким, как есть, — это мой мир, моя работа…Аня — верная жена и хорошая мать. Ей пришлось трудно: она сирота, родители погибли в войну, воспитывалась в детском доме. У нас разные характеры: я коммуникабельный и жизнерадостный, люблю весёлую компанию. А Аня — тихая и скромная. Но у нас всё по любви. И у меня ни разу не было мысли, что сделал неправильный выбор.
«Пока силы есть — буду работать, — уверенно говорит ветеран труда с более чем 65-летним стажем. — Ведь на нашу преподавательскую работу никто не хочет идти! Зарплата — 16 тысяч с первой категорией и нагрузкой полторы ставки. Говорят: «Вы что, смеётесь?» И уходят… Современным молодым нужна не специальность, а деньги! А то, что деньги нужно заработать, получив специальность, а не за красивые глаза — это моё кредо. По-другому не могу! Кстати, мою оценку студенту тоже надо заработать».
ДОСЬЕ
Леонид Васильевич КОПАНЕВ родился 28 июня 1933 г. в г. Кирове. На Камчатке — с 1951 г. Судья республиканской категории по футболу, экс-член Совета Федерации футбола России. Награждён Грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР за развитие физкультуры и спорта, именными часами — от Законодательного собрания Камчатского края. Ветеран труда, ветеран спорта России, отличник физического воспитания, заслуженный работник физической культуры России, преподаватель высшей категории. Женат, двое дочерей, трое внуков.