Как живётся-можется боевой подруге офицера-подводника, корреспонденту «АиФ-Камчатка» рассказала жена контр-адмирала Лариса Михайлова.
Герой её романа
– Лариса Валентиновна, легко ли быть женой военного моряка?
– Очень сложно! Всегда в тревоге не только за его жизнь, но и за весь экипаж. Моряки, подводники — это же особая каста, где один за всех и все за одного. Иначе просто не выжить! Знаете, мой дедушка по маминой линии служил на Тихоокеанском флоте. И бабушка, укладывая меня спать, часто рассказывала о нём. О том, что офицеры, моряки — это особые люди. Честные, сильные, храбрые, преданные Родине и флоту. Красивые душой! И в моём воображении, подкреплённом фотографией красавца деда в орденах и с военной выправкой, рисовался образ почти былинного героя. Мне хотелось, чтобы моим будущим мужем стал военный моряк…
Познакомились они со старшим лейтенантом Михайловым случайно, просто были в общей компании. И никакой яркой искры, как пишут в романах, между ними не сверкнуло. Но постепенно, прислушиваясь к рассказам моряка, его разговору, оценивая поступки, Лариса поняла, что перед ней — тот самый настоящий человек, которого она искала, — преданный службе до мозга костей, порядочный, открытый и честный...
– Помните фильм «Офицеры»? Я смотрела его ещё школьницей и восхищалась персонажами Георгия Юматова и Василия Ланового. И представьте себе: я встретила такого человека, для которого «профессия — Родину защищать!» не простые слова. Он часто цитирует эту фразу из знаменитого фильма, любимого всей нашей семьёй.
Мой муж — потомственный военный, он выбрал профессию осознанно. Его дедушка был пограничником на китайской границе, отец — капитан военного катера. Наверное, поэтому и в сыне нет ничего наигранного и пафосного. Он — настоящий человек, в котором есть стержень! Преданный делу, верный долгу. Он обладает всеми чертами настоящего мужчины и защитника своего Отечества! Это не красивые слова — так оно и есть, я-то знаю. А для меня — герой моего романа! Уверена, что наша встреча не случайна. Моя профессия — любить и учить детей, а сверхзадача — научить ребят Родину любить. Может быть, мы потому и встретились. Как два вагончика, идущих друг за другом. И ещё мы оба — знаки Огня. Он — Стрелец, а я — Овен. Идеальное совпадение по гороскопу!
Научим Родину любить!
– Значит, профессию учителя вы выбрали осознанно?
– У вас есть свои секреты преподавания предмета?
– Их несколько. Например, использование художественной и публицистической литературы на уроке. Полюбить Родину можно лишь тогда, когда познакомишься с прелестями природы, героическим народом, архитектурой городов. Когда проникнешься душой — только тогда станешь настоящим гражданином своего Отечества. А учебник географии сухой! В нём не хватает души! Поэтому ко мне на урок ученики нередко приходят с томиком стихов. Добавляем эмоциональную составляющую!
Первый мой урок — это всегда описание своей страны глазами учащихся. Даю задание на лето: если будете путешествовать, обязательно расскажите об этом. В сочинении, компьютерной презентации, эссе... Ребята привозят магнитики, мы размещаем их на магнитной доске, на карте России и мира. И слушаем рассказ.
Ещё одно: советую брать «АиФ» — это и моя любимая газета — и по его публикациям готовить информацию по той или иной стране. Ребята используют информацию в СМИ, связанную с социально-экономической ситуацией в России и мире. А публикации в «АиФ» хорошо подготовлены и очень профессиональные. Были у нас и праздничные зачёты по карте. Наряжаемся, готовимся и «путешествуем» по миру с 6-7 классами. Учимся играя! Вот таким образом и прививаем патриотизм.
– И всё же из школы вы ушли. Почему?
– В 2010 году я победила на муниципальном конкурсе методических разработок со своим пособием для учителей географии. Его издали в Институте усовершенствования учителей, и сейчас книжкой пользуются учителя географии Камчатки. А когда я привезла пособие в Москву (муж поступил в Академию Генштаба, мы там служили), им с удовольствием стали пользоваться и учителя Западного административного округа, где я преподавала в школе.
Мне нравится создавать что-то новое и делиться опытом. В конце 2013 года директор Вилючинского информационно-методического центра убедила меня перейти на работу к ним. И мне стало интересно. Захотелось попробовать себя в чём-то другом, оставаясь преданной образованию.
Дышать без него не могу…
– Вам часто приходится переезжать на новое место за мужем. Не капризничаете?
– Если любимый уходит в море, как переживаете разлуку?
– Когда муж в первый раз ушёл в автономку, у меня в голове постоянно крутилась песня группы «А-Студио»: «Я не могу без тебя, я всё думаю о нас…» Сейчас мы уже настолько срослись друг с другом, что составляем одно целое. Не представляю свою жизнь и судьбу без него! Но моя задача — достойно ждать. Работаю, учу детей моряков, которые ушли вместе с мужем на подлодке в море. Я не одна! Говорю классу: «Ваши отцы ушли в море Родину защищать. А ваша работа — учиться хорошо, чтобы отцы были спокойны! Не расстраивайте родителей!» И это срабатывает.
Если сказать проще, помните слова героини фильма «Любовь и голуби?»: «Дышать без него не могу!»
– Вы начали свою «карьеру» подруги моряка женой лейтенанта. Теперь — супруга контр-адмирала. Что изменилось?
– Груз ответственности! Когда мы только познакомились, Эдуард был старшим лейтенантом, служил на подлодке. А потом, после Военно-Морской академии в Санкт-Петербурге, стал одним из самых молодых командиров лодки в Вилючинске.
Камчатка отметила День Военно-Морского Флота. Фотолента | Фотогалерея
Те качества, которые воспитывает подлодка — ответственность за крейсер, экипаж, остаются навсегда. А сейчас мужу приходится ежедневно принимать ответственные решения, от которых зависят судьбы людей и даже страны! Это очень нелегко! И я помогаю и поддерживаю его во всём, создаю такую обстановку, чтобы ему всегда хотелось идти домой.
А с точки зрения наших отношений не изменилось ничего. Я берегу каждую минуту, когда мы вместе, нет времени распыляться на какие-то ссоры. И он так же ко мне относится. Приглашает меня на «свидание» — заправить машину или съездить в магазин поздно вечером. Делаем праздники из бытовых мелочей — у нас нет другого выхода.
Он может пригласить нас в ресторан с дочерью, а когда есть возможность — сам главный шеф-повар в доме. Когда я была занята подготовкой к конкурсу «Учитель года», приготовил мне вкуснейший плов!
– У вас уже выросли две дочери. Им хватало родительского внимания?
– Дети, несмотря на то, что редко бывают вместе с отцом, его обожают! Они видят и знают папину работу. Он для них образец! В православии есть понятия — «гордыня» и «гордость». Это разное! Мы гордимся тем, какой у нас муж и отец.
Если есть свободная минута, он старается всегда провести её с детьми. Разговаривает с ними, советует, как поступить в той или иной ситуации. Его жизненная позиция, девиз близки и мне, и детям. Какой? Бороться и искать, найти и не сдаваться!