aif.ru counter
33

Адмирал и умница

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47 22/11/2011

20 ноября их браку исполнилось 50 лет. Оба они настолько срослись духовно, что даже физически стали похожи друг на друга. "Это - мой адмирал", - ласково говорит супруг. "Последнее слово - за ним", - мягко возражает супруга.

Наталья и Владимир КРИВОЛАП, инженер-гидротехник и инженер-кораблестроитель, обосновавшиеся на Камчатке с 1967 года, накануне золотой свадьбы стали гостями редакции "АиФ-Камчатка".

Апельсины с асфальтом

- Как сейчас помню: 12 апреля 1961 года мы сидели на лекции, когда приоткрылась дверь в аудиторию и чей-то ликующий голос прокричал: "Человек в космосе!" - рассказывает Наталья Николаевна. - Занятия сорваны, все выбежали на улицу, это было всеобщее ликование. А у меня ещё и день рождения. Всё общежитие - ходуном! Мы с девчонками приготовили ведро салата оливье. Гостей было множество, и среди них - Володя. Так всё и началось.

- Она мне понравилась мгновенно! - признаётся Владимир Николаевич, - потому что была самой красивой из всех. Да она и сейчас такая.

- Во-первых - ум! - продолжает тему супруга. - Он мог ответить на любой вопрос. И ещё - он человек чести, напрочь лишённый всякого лицемерия.

Они сыграли студенческую свадьбу в ноябре этого же года, с настоящим шампанским на столе. А в 1962-м родилась дочь Татьяна...

Чтобы содержать семью, молодой муж после занятий работал. Например, выгружал на асфальтобетонном заводе гравийную смесь, а в порту - апельсины. В те времена за учёбу в институте приходилось платить - 18 рублей в месяц. А в грузчиках Володя получал за смену 20 рублей.

Учиться было нелегко - Одесский институт инженеров морского флота считался лучшим в стране по уровню подготовки морских инженерных кадров, при поступлении конкурс был 17 человек на место. А кораблестроительный факультет - самый сложный даже для избранных. Уже после первой сессии из 120 поступивших первокурсников осталось 60 студентов. К окончанию института после шести лет учебы за плечами Владимира были два факультета и вторая специальность: инженера-механика...

А Наталья поступила в тот же институт на три года позже - в 1959-м, после окончания школы с серебряной медалью. Это были хрущёвские времена, тогда всех первокурсников отправляли работать на стройку - овладевать рабочими профессиями. Днём Наташа работала маляром, а вечером - училась в институте. И только на втором курсе лекции стали полностью дневными.

- Вы представляете себе тот уровень? Нас готовили настолько серьёзно, что более качественную учёбу просто трудно себе представить! Практика была - по всему Союзу: в Архангельске, Мурманске, Киеве, на Сахалине. Володя, например, начинал на Киевском судостроительном заводе, по всем видам сварочного производства - и ручная, и полуавтоматическая, и автоматическая сварка - у него был 6-й разряд. А сейчас? Менеджеры! Приходят и управляют, перепечатывая проекты из Интернета...

...Владимира пригласили на работу в Ильичёвск, на военный судостроительный завод, прямо с защиты диплома. Выпускника сразу приняли на должность мастера цеха.

Главная должность

- Эта должность - мастер - на всю жизнь для меня самая главная. Это практически мини-директор. Не менеджер! - говорит Владимир Николаевич.

...Через полгода вчерашний студент уже стал начальником технологического бюро завода, а потом его пригласили в инспекцию Морского регистра СССР Черноморско-Азовского и Дунайского бассейнов. Работа была очень ответственной. И, считает Криволап, такая авария, как на злополучной "Булгарии", в то время была бы просто невозможна.

А потом бывший однокурсник Валентин Зорбиди, который попал по распределению на Камчатку и работал здесь уже главным инженером в экспедиционном отряде АСПТР (служба аварийно-спасательных, судоподъёмных, буксирно-перегонных и подводных технических работ), позвал товарища к себе. Владимир Николаевич согласился - тем более что и для жены, окончившей к этому времени институт, работа тоже предполагалась по специальности.

- В то время, - вспоминает Владимир Николаевич, - начальником отряда был Николай Васильевич Мишин, бывший капитан Усть-Камчатского морского порта, - легендарная личность! Мы с Наташей взяли два чемоданчика и прибыли в Петропавловск. Нас поселили в каюту старшего механика на танкере "Сахалин". Кстати, со всеми удобствами. С японской вышивкой на стенах и мебелью из красного дерева...

Криволапа сразу назначили начальником отдела аварийно-спасательных и судоподъёмных работ, потом - главным механиком отряда. На этом посту Владимир Николаевич прослужил 25 лет: "У нас было более 25 водолазных ботов, 64 квалифицированных водолаза, морские спасательные буксиры "Изыльметьев", "Зевс", "Алмаз", мощный японский дноуглубительный самоотвозный землесос "Камчатский"...

В начале 90-х Владимир Николаевич уже был начальником Камчатского морского бассейнового аварийно-спасательного управления Министерства морского флота СССР: "Во время ГКЧП, в августе 91-го, я был в командировке в Америке, на Аляске. Там смотрел по телевизору новости. И удивлялся подаче материала американскими телевизионщиками - создавалось ощущение, что на Родине началась настоящая война"...

А Родина потом лихо шагнула в свободный рынок. Работы почти не стало. Квалифицированные водолазы - штучные специалисты - уходили в таксисты, уезжали на материк... Скоро от отряда из шести десятков водолазов осталось лишь 20 человек. Плавсостав тоже сократился более чем вдвое, а заезжие купцы за бесценок скупали корабли...

Большие и маленькие

...Наталья Николаевна, работая в "Камчатморгидрострое", время рыночных перемен встретила в должности начальника производственно-технического отдела. С приходом капитализма произошло и банкротство предприятия.

- На большие посты пришли маленькие люди. Безответственные. Банкротство было умышленным. И я уволилась.

В поисках применения своей неутомимой натуры Наталья Николаевна записалась в клуб "Хозяюшка" при областной библиотеке. А в 2006-м стала ведущим методистом социального сектора. В прошлом месяце Наталье Николаевне, как говорит она сама, "вежливо" предложили уйти на пенсию...

...Золотые молодожёны Криволапы всегда и везде вместе. И даже на лыжах ходят на пару по 20 километров! А секрет их семейного долголетия прост: "Семья - это главное! И нужно больше времени посвящать детям: когда любишь их и лелеешь, они вырастают хорошими людьми. И так - по цепочке"...

ДОСЬЕ

Супруги Криволап - родом с Украины. Наталья Николаевна родилась 12 апреля 1942 г., Владимир Николаевич - 26 февраля 1939 г. Оба окончили Одесский институт инженеров морского флота. На Камчатке - с ноября 1967 г. Дочь окончила Одесский водный институт по специальности инженер-гидротехник, а также Дальневосточный государственный университет по специальности юриспруденция, индивидуальный предприниматель. Сын учится в ДВГТУ, работает на ТЭЦ. Внук окончил Санкт-Петербургский институт космической связи.

КСТАТИ

А смыслом жизни у супругов остаётся работа. Владимир Николаевич стал директором камчатских филиалов Московского центра аварийно-спасательных и экологических операций (ОАО "ЦАСЭО") и ООО"Регионспас". А Наталья Николаевна, разослав резюме по Интернету, получила предложение на трудоустройство по своей профессии в одном из воронежских институтов.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах