Примерное время чтения: 8 минут
589

Адвоката ноги кормят

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24 15/06/2010

"Люди ошибочно думают, что если справедливость на их стороне, то и суд вынесет решение в их пользу. На самом деле это не так. Если человек хоть тысячу раз прав, но не сможет это доказать, дело он проиграет", - уверена президент Адвокатской палаты Камчатского края Светлана КОЧЕТКОВА.

В беседе с журналистами "АиФ-Камчатка" Светлана Николаевна рассказала о том, сколько зарабатывают адвокаты, почему они не дают рекламу, а также раскрыла некоторые другие нюансы своей профессии.

- Отношение к судебной системе сегодня неоднозначное. Многие жители России не верят в объективность суда...

- Такая проблема действительно существует. Тем не менее из всех государственных структур больше всего я доверяю именно суду... Мне нередко приходится обмениваться информацией с адвокатами из других регионов. И я могу сделать вывод, что по крайней мере на Камчатке есть правосудие.

- Разница между правосудными и справедливыми решениями существует?

- Безусловно. Особенно, если речь идет о гражданском судопроизводстве. Граждане порой ошибочно полагают, что если справедливость на их стороне, то и суд вынесет решение в их пользу. На самом деле это не так. Это в советские времена суд разбирался в гражданских делах по существу, устанавливал истину. Но в 90-е годы законодательство сильно изменилось. Сегодня, если человек хоть тысячу раз прав, но не сможет этого доказать, он проиграет дело, так как суд по гражданским делам обязан только беспристрастно оценить доказательства сторон. Непрофессионалам сейчас крайне сложно самостоятельно отстаивать свои интересы в суде. Поэтому я рекомендую всегда прибегать к помощи адвокатов.

- Это нормально, что суд теперь не устанавливает истину?

- С одной стороны - да. В правовом государстве судебный процесс и должен быть состязанием сторон. Побеждает тот, кто доказывает свою правоту. Другое дело, что изменения в законодательстве произошли слишком быстро. На мой взгляд, нужно было установить какой-то переходный период, чтобы люди успели привыкнуть к переменам.

Известный не значит лучший

- Периодически каждому адвокату приходится отстаивать интересы, скажем так, не очень хороших людей. Вы не испытываете по этому поводу моральных переживаний?

- Знаете, врачи тоже лечат не только порядочных людей. А наши профессии схожи. Когда речь идет об уголовных делах, мы вообще не имеем права отказывать человеку в юридической помощи, кем бы он ни был. В гражданских делах есть пространство для маневра. Если адвокат заведомо знает, что выиграть процесс невозможно, то может за него и не браться. Но в любом случае, отказывать человеку только потому, что у него плохой характер, по моему мнению, - неправильно.

- Вам доводилось выигрывать, казалось бы, безнадежные дела?

- Лет двадцать назад я защищала человека, которого привлекли к ответственности за грабеж. Против него собрали множество улик - его опознала потерпевшая, на месте преступления были обнаружены отпечатки пальцев. Тем не менее удалось добиться, чтобы дело сначала отправили на дополнительное расследование, а затем прекратили. Ситуация, когда при таких уликах подозреваемого не осудили, в советское время была уникальной.

- В результате грабитель остался на свободе...

- Я не уверена, что мой подзащитный был грабителем. Например, его опознание было произведено потерпевшей после того, как ей его показали в помещении милиции. А туда он был приглашен под надуманным предлогом как ранее судимый...

- Камчатские адвокаты - обеспеченные люди?

- По-разному. У нас принято говорить, что сначала адвокат зарабатывает себе имя, а потом имя зарабатывает ему деньги. Конкретных расценок не существует.

- В Москве у хороших адвокатов почасовая оплата...

- Заработки адвокатов - закрытая информация. Каждый договаривается с клиентом индивидуально. Но я, например, не слышала, чтобы мои коллеги на Камчатке брали деньги за час работы. Финансовое благополучие адвоката зависит не только от его квалификации, но и от уровня доходов населения региона, в котором он работает. Я полагаю, что успешный камчатский адвокат зарабатывает три-пять тысяч долларов в месяц.

- Обеспеченные жители Камчатки нередко обращаются за помощью к московским адвокатам. Москвичи лучше знают закон?

- Наверное, те, кто к ним обращается, так считают.

- А вы так не считаете?

- В Москве, безусловно, есть очень хорошие специалисты. Возможно, кому-то они внушают больше доверия. И ничего плохого в этом я не вижу. Важно, чтобы адвокат и клиент доверяли друг другу. Меня другая тенденция беспокоит. Граждане нередко прибегают к помощи адвокатов по рекомендации следователей, которые ведут их дела. На мой взгляд, это абсолютный нонсенс. Но мы сталкиваемся с этим довольно часто.

- Вы можете назвать лучших адвокатов России?

- Среди адвокатов, которых я очень уважаю, конечно, есть известные люди, например, Генри Резник. Но есть и такие, чьи имена вряд ли что-то скажут вашим читателям. Например, петербургский адвокат Семен Хейфец.

Если адвокат известный - это не значит, что он лучший. Нам вообще запрещено себя рекламировать. На вывеске помещения, где принимают адвокаты, может быть написано "юридическая консультация", "адвокатский кабинет", "коллегия адвокатов" или просто "адвокаты". Сообщать дополнительную информацию о том, что они самые лучшие, адвокатам не позволяет кодекс профессиональной этики.

Правда видна

- Что главное в работе успешного адвоката: знание законов, умение доступно излагать свои мысли?

- Пожалуй, главное - не столько знание законов, сколько правильное их применение. Прочитать закон может каждый, а вот грамотно его применить - только профессионал...

Есть в нашей профессии и множество других нюансов. Умение разбираться в людях и мотивах их решений - важное качество адвоката. Оно может пригодиться не только для работы с клиентами, но и с судьями. Ведь мы должны понимать психологические особенности людей, которые принимают решения.

Умение красиво и убедительно говорить - тоже важно. Но если адвокат начнет красоваться, как это иногда показывают в кино, то, скорее, принесет вред своему клиенту. Чрезмерная образность в выступлении может вызвать раздражение у людей, которые профессионально занимаются судопроизводством. Вы услышите аплодисменты после своей речи, но обрадуют ли они вашего клиента, если он проиграет? "Не навреди!" - главная заповедь не только врача, но и адвоката.

- С присяжными работать сложнее, чем с профессиональными судьями?

- Работая с присяжными, нужно больше воздействовать на эмоции. Здесь-то и может пригодиться умение говорить красиво. Но многолетний опыт показывает, что правда в суде всегда видна. Даже самой великолепной речью вы вряд ли убедите присяжных в том, что черное - это белое.

- Проигранные процессы сильно бьют по самолюбию?

- Конечно, проигрыш - это удар. Но это и хороший урок. Кто не проигрывает, тот никогда не научится побеждать.

- Насколько эффективна защита по назначению? Когда деньги адвокату платит не подзащитный, а государство?

- Как это ни парадоксально, именно адвокатам по назначению часто достаются самые интересные дела, по которым можно получить положительный результат.

- Есть мнение, что адвокаты по назначению работают, скорее, в интересах следствия. Говорят, что подзащитных порой даже пытают в их присутствии...

- Если это так, значит, адвокат не исполняет свои обязанности. В этом случае пострадавшему следует обратиться с жалобой в адвокатскую палату. Мы занимаемся в том числе и вопросами привлечения к ответственности адвокатов...

- Трудовые династии у людей вашей профессии - не редкость. Почему считается, что у адвокатов династия - это хорошо, а у судей или прокуроров - плохо?

- Потому что прокуроры и судьи находятся на госслужбе. Здесь возможны элементы так называемого блата, семейственности. А у нас человек сам себя обеспечивает. Чтобы хорошо зарабатывать, надо много и качественно работать. Адвоката, как говорят, ноги кормят...

ДОСЬЕ

Светлана Николаевна Кочеткова родилась 17 января 1959 г. в г. Бодайбо Иркутской области. В 1981 г. окончила юридический факультет Иркутского госуниверситета и по распределению приехала на Камчатку. Работает адвокатом с 1986 года. 27 ноября 2009 года избрана президентом Адвокатской палаты Камчатского края. Награждена медалью "За заслуги в защите прав и свобод граждан" I степени. Замужем, имеет двоих детей.

ЦИФРА

134 человека значатся сегодня в Реестре адвокатов Камчатки.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах