С приездом на Камчатку художника Дениса Лопатина на полуострове появился жанр политической карикатуры, которого здесь не было прежде.
За несколько лет из-под пера и карандаша Дениса вышли сотни карикатур на камчатских политиков.
Однако в последнее время его работы можно увидеть все реже.
- Денис, что случилось? Неужели, карандаш затупился?
- Нет, не затупился. Просто ситуация на Камчатке сильно изменилась, в обществе - полное благоденствие, так что сатира стала не нужна. Может быть, моя работа и потребуется во время выборов градоначальника, но вряд ли. Уже и так понятно, что и как будет.
Жизнь больше не бурлит
- До тебя шаржи на местных политиков на Камчатке не рисовали. Не страшно было начинать?
- Нет, не страшно. Я был на таком подъеме, когда 3 года назад Михаил Машковцев отменял мою персональную выставку! У него богатая фантазия - увидев одну карикатуру на афише, губернатор домыслил, какие же рисунки будут на самой выставке, и решил ее запретить. Вообще в те годы политическая жизнь на Камчатке бурлила, сегодня же ничего интересного не происходит, - общественная значимость моей работы, по сути, исчезла.
- Как выбираешь персонажей своих карикатур? Есть ли среди нынешних камчатских политиков наиболее "фактурные"?
- Дело не в самом человеке и его внешности, а в той политике, которую он проводит. Я выступаю не против конкретных людей, а против того, что и как они делают.
- В России много карикатуристов?
- Карикатуристов - много, на одном только сайте karikatura.ru зарегистрировано около 800 человек. Тех, кто занимается политической карикатурой, значительно меньше, причем это в основном подростки. Из известных, пожалуй, можно, назвать Виктора Богорада - он рисует юмористическую карикатуру с намеком на политику, москвича Вячеслава Шилова, симферопольского выходца Виктора Балабаса, который много лет работал в "Комсомолке", но в последнее время куда-то исчез.
Авторитет - латиноамеркианцы
- Есть ли у тебя авторитеты среди коллег?
- Абсолютно точно не хочется походить на Бориса Ефимова. Завидно, конечно, что он прожил 108 лет, но как он их прожил? Следовал за каждым изгибом линии партии... Мне больше нравится другой полюс - латиноамериканские карикатуристы 60-70-х годов, которые успели напечатать по 1-2 рисунка и получили за это пулю в лоб. Эта жизнь вызывает у меня куда больше уважения, чем 108 лет Бориса Ефимова.
- Тебе самому когда-нибудь угрожали?
- Да, несколько раз - и в Минске, и здесь. Но я не обращал внимания на эти угрозы. Вообще считаю, что человек, который действительно способен избить или убить кого-то, никогда не будет угрожать, а сделает это молча и без предупреждения.
- Хорошую карикатуру сложно придумать?
- Да, их придумываешь долго и мучительно. Копошишься в памяти, ищешь какие-то аналогии, отсеиваешь то, что уже было у других карикатуристов - за их работами приходится следить, чтобы не повторяться. Вообще же, чтобы рисовать карикатуры, художественное образование и не обязательно, иногда оно, кстати, даже мешает, и в каком-то конкретном шарже приходится специально отказываться от того, чему учили в вузе.
- Ну, а шаржи на заказ часто приходится рисовать?
- К 23 февраля, например, за неделю я нарисовал 41 карикатуру. Заказчикам нравятся мои работы.
- А нравится ли тем, кого изображаешь?
- Точно не знаю, но раз некоторые клиенты возвращаются, - значит, нравится. Вообще, между тем, каким видит человек сам себя, и тем, каким его видят другие, огромная разница. Поэтому некоторые знакомые, которые просят меня их изобразить, бывает, и обижаются. В основном, это молодые женщины. Им нужно, чтобы на рисунке они были привлекательными. Мужчине же - чтобы его изобразили соответствующим его статусу или тем, кем он видит себя в жизни, например, футбольным фанатом или автолюбителем. Если шарж отвечает этому, то он, как правило, мужчине нравится.