Петропавловск-Камчатский, 2 апреля — АиФ-Камчатка. Её знает практически весь Вилючинск. С ней по имени-отчеству здороваются не только рядовые горожане, но и высокие начальники...
Зоя ВАСИЛЕНКО проработала в городе подводников почтальоном 34 года и поэтому была вхожа в каждый дом. А ещё без отрыва от «производства» эта удивительная женщина родила и вырастила десятерых (!) детей!
Сумка почтальона
– А, Василенко! Конечно, помню! Зоя Алексеевна — редкой скромности человек! — говорит главный инженер Елизовского почтамта Владимир Полянский. — Знаете, бывают люди, которые любят выпячивать себя. А она — нет, хотя достоинствами обладает редкими. Замечательный работник, отзывчивая женщина и прекрасная мать!
…Почтальон она потомственный: на почте работала мама, а дети — их было пятеро — помогали доставлять корреспонденцию по адресам. Потом точно так же и Зоины дети разносили по почтовым ящикам газеты и журналы, разгружая мамину неподъёмную сумку…
– Я пришла на почту в 17 лет. И вскоре знала весь посёлок как свои пять пальцев, — рассказывает Зоя Алексеевна. — В те времена машина приезжала из Петропавловска на обмен два раза в день: привозила свежую почту и забирала от нас накопившиеся письма и посылки. Зимой не раз случалось разгружать её прямо на дороге, когда в пургу не успевали расчищать подъезд — носили тяжёлые мешки по снегу. А за корреспонденцией по три-четыре раза приходилось возвращаться, наполнять сумку.
С этой корочкой не расставалась 34 года. Фото Татьяны Боевой |
Раньше люди выписывали много газет и журналов, и письма друг другу чаще писали. И хотя нам говорили, что больше 16 килограммов поднимать нельзя, мы тягали больше! И в снег, и в дождь. Правда, когда уж очень сильно мело, начальник разрешал пересидеть непогоду в тепле.
Она работала и на сортировке, разборке страховых мешков, выписке извещений… А с первого по десятое число каждого месяца ещё и пенсии разносила. Когда сама ушла на заслуженный отдых, ещё долго бабушки, встречая её на улице, говорили: «Зоя, ну когда же ты придёшь? Мы тебя ждём, ждём!»
…Люди Зое Алексеевне встречались разные. Одна женщина в Рыбачьем выращивала множество комнатных растений. Когда Василенко приносила ей заказную почту, то просила: «Можно я на цветы посмотрю, пока вы извещение заполнять будете?» В ответ почтальон нередко получала в подарок дефицитный отросток, который расцветал потом у неё дома на подоконнике. По другому адресу, в Ягодном, хозяйка держала корову и постоянно уговаривала выпить парного молочка…
Бывало, и ругали. Особенно, когда начала «письма счастья» разносить — из Пенсионного фонда. В первое время люди очень негативно их воспринимали. А сколько раз напрасно приходилось подниматься на этажи, когда на стук в дверь никто не отвечал! Сколько километров исхожено — улиц, подъездов, лестниц — не сосчитать. Им, почтальонам, и обмундирование выдавали: куртку – на три года, резиновые сапоги — на полтора, зимние — на два сезона.
Теперь перенесённые тяжести и «намотанные» километры сказываются на здоровье Зои Алексеевны: и поясница ноет, и ноги болят, приходится частенько на палочку опираться…
Словом и лаской
Однако ничто, даже неприятные встречи, не могли поколебать её твёрдого убеждения: к людям нужно всегда относиться хорошо. Это, кстати, стало одним из главных принципов в воспитании детей Зои Алексеевны. Сегодня многие, кто знает её семью, отмечают: это очень доброжелательные люди…
…Когда в 1975-м у Зои и Михаила Василенко родилась дочь Марина, Костику шёл уже 4-й год. В декрете по полтора года, как другие, Зоя Алексеевна не сидела. Обычно она выходила на работу уже через два месяца, как только кончался послеродовый больничный. А её «график» родов после Марины был такой: в 76-м появился на свет Лёша, в 78-м – Евгений, в 80-м — Кирилл. Потом подряд родились погодки Ирина и Андрей. Через два года — друг за дружкой Анна, Валентина и Люба в 1986-м. Кстати, для Михаила, отца семейства, это был не показатель — у его родителей детей было одиннадцать!
Сначала им помогала бабушка. Потом, когда старшие подросли, вовсю пошла взаимопомощь. В семье как-то само собой всё организовалось: как утверждает Зоя Алексеевна, особых хлопот с детворой не было. Младшие шли в детский сад, средние — учиться, кто в первую смену, кто во вторую смену. А после школы бежали помогать маме — разносили почту. Вечером старшие у младших уроки проверяли. Принципы воспитания исповедовались простые: без крика и битья, только словом и лаской. И главное — все вместе! Они и сегодня картошку на огороде гуртом выкапывают — правда, уже без мамы: ей позволено отдыхать.
С дочерью Валентиной. Фото Татьяны Боевой |
До 1983 года семья — тогда из девяти человек — жила в двухкомнатной квартире. Мама — почтальон, папа — электрик-моторист судоремонтного завода и семеро детей. Беда в том, что оба родителя были и есть люди скромные, не привыкшие просить. А родное государство просто так ничего давать не спешило… Наконец, нашлись для семьи Василенко две смежные квартиры на улице Центральной: двух- и полуторакомнатная, их выделили мужу на заводе. Здесь родились ещё трое детей, и сегодня Василенко живут в этих апартаментах впятером: с сыном Евгением, дочерью Валентиной и внучкой Элей. Остальные дети разлетелись кто куда.
Читайте также: | |
---|---|
Известный доктор 40 лет лечит детей | |
Воспитать пятерых детей так, чтобы не было стыдно | |
Заведующая, разместившая в детском саду туристов, уволилась |
– Конечно, бывало нелегко, — улыбается Зоя Алексеевна. — Особенно в девяностых, когда мужу на заводе зарплату не платили. Тогда я со своей получки сразу закупала продукты, чтобы холодильник был забит. Выручал огород. У нас в Сельдевой большой земельный участок, муж там маленький домик построил. Картошка, капуста, овощи, зелень, ягода — всё было своё. Тем и спасались. Очень помогал бывший начальник почты Владимир Фёдорович Полянский. Он находил возможность обеспечить детей тетрадками, ручками, всей школьной канцелярией — а это серьёзная часть семейного бюджета. Ещё горисполком подарки выделял к Новому году — вот и вся поддержка. Да я и не ходила за помощью — не люблю просить.
Учителям хочу сказать спасибо! До сих пор вспоминаю добрым словом преподавателя математики Надежду Иосифовну Бобрину. С какой настойчивостью и теплом она учила моих оболтусов, как умела всё доходчиво объяснить и ни разу ни об одном ребёнке плохого слова не сказала. Она и сейчас каждый раз останавливается и спрашивает: «Ну как там ваши детки, как Андрюша?» И не уйдёт, пока подробный отчёт не выслушает. Прекрасная женщина!
С любовью
…Я спросила, какая пенсия у матери-героини, и едва поверила в услышанное — 17 000 рублей. Доплат за материнство Зоя Алексеевна не получает. Оказывается, чтобы их оформить, нужно собрать гору бумаг, в том числе — характеристики с места работы каждого (!) ребёнка: прежде чем платить, страна должна убедиться в «правильности воспитания» детей!
– Государство не обманешь! — иронизирует Василенко. — Я было попыталась все справки собрать, а кому-то из мальчишек характеристику написали не так, как положено. Велели переписать. В общем, я так устала ходить за этой помощью, что просто махнула рукой. Нам двух пенсий хватает...
Когда младшей Любе исполнилось три года, государство отметило Зою Алексеевну орденом «Мать-героиня» — маленькой скромной звёздочкой, под стать её обладательнице…
Всех своих детей Зоя и Михаил, как говорят в народе, довели до ума. Пятеро сыновей отучились в училище, у каждого — рабочая профессия. Из девочек только одна — домохозяйка. Валя — инженер, Люба — юрист. Старшая Марина, недавно улетевшая с мужем на материк, в Цимлянск, семь лет отработала почтальоном. А Аня и сегодня — оператор почтовой связи на Моховой. Династия продолжается...
А на мой настойчивый вопрос о секрете успешного материнства Зоя Алексеевна ответила так: «Нет никакого секрета. Главное — любить ребёнка! Без любви детей не вырастишь».
ДОСЬЕ
Зоя Алексеевна ВАСИЛЕНКО родилась 23 августа1954 г. в п. Советский (ныне — г. Вилючинск). Ветеран труда, ветеран почтовой связи Камчатки. Замужем, десять детей, шесть внуков. Награждена орденами «Материнская слава» трёх степеней, орденом «Мать-героиня».