Примерное время чтения: 9 минут
2520

Известный камчатский доктор 40 лет лечит детей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. АиФ-Камчатка 16/01/2013
Фото автора

Петропавловск-Камчатский, 22 января — АиФ-Камчатка. Мы встретились с врачом Валентиной ВОСТОКОВОЙ на 50-летнем юбилее детской поликлиники № 1, коллектив которой она считает своей второй семьёй. И немудрено: в минувшем 2012-м году доктор отметила и личное значимое событие: 40 лет в должности лор-врача той самой поликлиники.

Их маленький коллектив из двух врачей и двух медсестёр работники поликлиники называют между собой ласково: лорики.

Лорики взаимозаменяемы, чувствуют и понимают друг друга с полуслова, полувзгляда. Работают с колоссальной перегрузкой: иногда принимают по 100 и больше маленьких пациентов в день. А ещё профилактические осмотры… И грустно, что никто из молодых врачей специализироваться в этой области не хочет. Говорят, грязная работа…

Участок

Дед по маминой линии у Валентины Востоковой (Лонгиновой) был фельдшером, возглавлял сельскую больницу под Благовещенском. Старший брат, Евгений Лонгинов, его жена, старшая сестра Эльвира тоже стали врачами.

– И у меня даже мыслей других не было — только о медицине! Поэтому и поступила в Хабаровский мединститут. А сразу по окончании его — в Петропавловскую детскую поликлинику № 1, участковым педиатром. Так что запись в трудовой книжке у меня всего одна. Главным врачом был Аскар Геннадьевич Зиганшин — он принял меня как родную и опекал, как старший брат.

 

Участок у неё был огромный — от Силуэта до Вулканной. Однажды зимой вызвали на Кавказскую. Навстречу выскочил огромный пёс и стал с лаем кидаться, едва не порвал. Спас отец ребёнка, который лопатой огрел собаку и провёл врача в дом. И таких случаев было масса! После пурги Аскар Геннадьевич обычно заказывал гэтээску, и они ехали через сугробы на вызовы: вирусные инфекции, ангины, патронаж новорождённых…

Первая моя зарплата была 125 рублей. Помню, прибежала в кассу, за мной в очереди встала санитарка. Я, радостная, расписываюсь в ведомости, а она говорит: «Филаретовна, ты сколько лет свой диплом зарабатывала? Шесть? А мой диплом — вот! — показала свою швабру — И я больше тебя получаю!» Тогда я впервые поняла, как низко ценится труд врача.

…Через два года молодой доктор проспециализировалась по детской отолагингологии. Главным внештатным отоларингологом Камчатской области был замечательный лор-врач Геннадий Георгиевич Разгонин, он научил Валентину Филаретовну всему: они вместе оперировали и делали все необходимые манипуляции, причём и взрослым и детям. Амбулаторной детской отолагингологии молодого врача учила уже Антонина Ефремовна Зырина.

– Раньше много тугоухости было, и глухие дети были обречены на безмолвие и общение на уровне жестов. Сейчас лечение изменилось кардинально! Применяются новые технологии, мы отправляем пациентов на высокотехнологичные операции в Санкт-Петербург и Москву. Детям вживляют в улитку внутреннего уха специальный процессор — кохлеарный имплант. Это дороже, чем операция на сердце, и имплант работает до 70 лет! Дети из глухих превращаются в нормально слышащих! У нас есть девочка 2007 года рождения, с врождённой глухотой, её прооперировали на втором году жизни. Сегодня ребёнок ходит в обычный детский сад, прекрасно развивается, свободно разговаривает. Она ничем не отличается от сверстников, а небольшого прибора — процессора за ухом — практически не видно. Но если операция сделана в более позднем возрасте, наблюдается так называемая дизартрия, то есть нарушение речи. Такие дети вместо слова «собачка», например, говорят «тобатка», так как не воспринимают звуки высокой частоты, такие, как шипящие «с», «ч». Недавно прооперировали 15-летнего мальчика. Ему каждое слово объяснять надо! Реабилитация проходит очень сложно, период восстановления длительный. Кстати, для наших детей всё это бесплатно, по квотам, выделяемым федеральной программой здравоохранения.

На Камчатке, к сожалению, не развита сурдологическая служба. И мы вынуждены посылать детей с подозрением на глухоту в Москву, хотя с 2011 года у нас в родильных домах организовано тестирование — скрининг.

 
Скарлатина. Фото с сайта wikipedia.org  

 

Министерская норма

…С чем только не приходят пациенты в кабинет 408 поликлиники на Войцешека! Инородные тела в полости носа, переломы, носовые кровотечения, острая боль в ухе… Для хронических больных с разной патологией уха, горла, носа — зелёный свет, они стоят на учёте. Для остальных — запись и живая очередь. Здесь не отказывают никому. Самые частые проблемы — хронические тонзиллиты и аденоиды.

– Работа врача вообще очень сложная и ответственная, а с детьми — вдвойне и втройне! Например, удалить инородное тело из носа. Ребёнок кричит, кровит… Вместо 10 отведённых минут (министерская норма) иной раз полчаса провозишься, а очередь ждёт, возмущается! По норме мы должны принять шесть человек в час, а на профилактическом приёме и того больше — восемь. Осмотреть больного, поговорить с ним, достать инородное тело, провести необходимые процедуры, назначить лечение, выписать рецепт, сделать записи в компьютерной карте (вести современную компьютерную карту, по линии модернизации — также обязанность врача), всё это — за 10 минут! В год я должна принять 10 тысяч больных! Из этих норм экономисты рассчитывают и количество врачебных ставок. На нашу поликлинику положено 3,5 ставки лор-врачей. А нас — двое. Вот и посчитайте нагрузку… Но для меня это — интересное и любимое дело!

Знаете, иногда смотрю телевизор и вижу, что у диктора были аденоиды: челюсти сформированы неправильно. В нашем организме всё связано! С двух до четырёх лет в организме ребёнка бурно развивается лимфоидная ткань – растёт, как бородавки! Аденоиды — это миндалина между носом и горлом, когда она очень большая, то перекрывает вход в дыхательное горло. И тогда ребёнок начинает дышать ртом, у него неправильно формируется нижняя челюсть, отсюда – кривые зубы и вытянутое лицо, так называемое лошадиное, тип которого хорошо известен опытным отоларингологам.

Родители надевают детям брекеты, чтобы исправить прикус. А надо лечить аденоиды! Страдают дыхательная система, слух, выделительная… Да-да, не удивляйтесь! Например, тонзиллит – гнойные очаги инфекции провоцируют ревматизм, патологию суставов, сердечно-сосудистую патологию, заболевания почек. Вы знаете, что всю патологию, от любого доктора, должны обязательно смотреть стоматолог и лор?

Родители должны очень внимательно следить за состоянием маленьких детей. Как дышат, как слышат… Если уши беспокоят, особенно ночью – бегом к врачу! Детки с хронической патологией обязательно должны приходить на диспансерный приём, наблюдаться. Необходимо соблюдать и режим питания. Да-да, микробы тоже любят сладкое!

 
Фото с сайта russianlook.com  

 

Взрослые советы

– Хотелось бы отметить одну очень важную вредную привычку, широко распространённую даже среди взрослых: чистить уши ватными палочками. Делая так, вы заталкиваете серу внутрь, формируя пробку. Кроме того, палочкой можно занести инфекцию — их никто не стерилизует. Те же споры грибка прекрасно приживутся внутри слухового канала: там сыро, темно и вкусная для грибка сера… А лечить грибковую инфекцию очень сложно! Поэтому, если зачесалось в ухе — чешите его ладошкой, теребя и плотно прижимая её к ушной раковине. Сера — это природная смазка и защита слухового канала, а не грязь. Она выпадает, когда ей надо: помыли уши, и всё!

Несколько слов о модных фитосвечах: не надо пользоваться бог знает чем без назначения врача! Микропары парафина попадают на барабанную перепонку, а потом мы их удаляем, чистим ухо и боремся не только с отитом, но и с парафином!

Если лор-врач сказал, что у вашего ребёнка аденоиды — надо лечить и выполнять все рекомендации! При необходимости — оперировать.

Держите подальше от детей мелкие предметы и детали. Мы удаляем из носа и ушей: семечки, пуговицы, спички, детали от конструктора, таблетки, батарейки от часов… И, конечно, прячьте всевозможную химию, чтобы ребёнок не вдохнул её и не выпил.

Обязательно делайте детям прививки! Они исключают массовость заболевания, уменьшают число смертельных исходов. Слушайте врача — вашего участкового, педиатра. Телевидение несёт в массы много негатива. А врачам надо верить!

ДОСЬЕ

Валентина Филаретовна ВОСТОКОВА родилась 1 мая 1945 г. в с.Тиличики Камчатской области. С 1969 г. работает в детской поликлинике № 1. 20 лет, с 1988-го по 2008-й, была заведующей кабинетом отоларингологии. Общий врачебный стаж — 43 года.

Награждена знаком «Отличник здравоохранения». Почётный донор России.

Замужем, в декабре 2012-го отметила 45-летие супружеской жизни. Один сын и четверо внуков.

СПРАВКА

Ухо человека воспринимает звуки в диапазоне от 125 до 8 000 герц, речевой диапазон — от 500 до 2000. Дети с высокой степенью тугоухости могут слышать звуки частотой до 500 Гц (низкочастотные).

Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, почти 278 миллионов человек в мире имеют сниженный слух, 210 миллионов сталкивается с этим вопросом в зрелом возрасте. Каждый год у 798 000 новорождённых диагностируется нарушение слуха.

ЦИФРЫ

В Камчатском крае — 5 детских лор-врачей: двое в поликлинике № 1, двое в краевой больнице и один в Елизове.

На учёте с высокой степенью тугоухости в поликлинике состоят 28 детей. Из них 6 прооперированы, им вставлены кохлеарные импланты. 5 человек — в стадии подготовки к операции: уточняются диагнозы, готовятся документы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах