Петропавловск-Камчатский, 24 января — АиФ-Камчатка. 133 года тому назад родился один из лучших художников-маринистов Дальнего Востока, замечательный моряк, швед по происхождению Николай Штуккенберг.
В автобиографии, датированной 24 сентября 1936 года, сам художник пишет о себе следующее: «Штуккенберг Николай Максимович, родился в 1880 году 23 января в Москве. Отец был доктором, стал провизором. Когда мне было пять лет, переехали в Тверь, где родители умерли. Жили вдвоем с сестрой, учился в реальном училище, из третьего класса выгнали. В 15 лет в Очакове поступил на шаланду рыбаком, получал 50 копеек в месяц на всем готовом. В 17 лет стал матросом. Первые пароходные классы – в Николаеве. Потом учился в мореходках Петербурга и Баку, в 1902 году выдержал экзамен на штурмана, в 1905 году – на капитана дальнего плавания. С 1907 году служил на торговых судах в Петербурге и на Каспии, женился, урывками занимался живописью в Академии художеств. В 1913 году попал во Владивосток, где практически все время служил капитаном, главным образом на ледоколах. Долго нигде не задерживался, за исключением Дальнего Востока».
33 года жизни моряка и художника Штуккенберг провел на линейном ледоколе «Добрыня Никитич» (в теплое время он служил спасательным судном). Побывал на берегах всего Дальнего Востока, не раз ходил и за границу. Каюта Штуккенберга поражала всех красочностью художественной мастерской — такой она вспоминается всем ветеранам флота, работавшим на ледоколе. Они же нередко видели своего капитана на палубе перед мольбертом, в свободное от вахты время.
Немногословный, внешне сдержанный, внутренне собранный, Штуккенберг волевой организованностью своей жизни удалил из нее все, что могло бы помешать его жизненной цели — быть в одном лице художником и моряком. Вот живая зарисовка кочегара Сергиенко, ходившего на ледоколе «Добрыня Никитич» в 1914-1916 годах: «Это был волевой человек, капитан-командир, с виду всегда строгий, угрюмый, редко улыбающийся человек, но с доброй душой и отзывчивым характером по отношению к каждому члену нашей команды».
Капитан был смел и отважен, о нем ходили легенды. В шторм Николай Максимович не раз спасал от верной гибели японских рыбаков, терпящих бедствие. Получал за свои подвиги награды.
Штуккенберг с большой симпатией относился к культуре и обычаям Страны восходящего солнца. Дружил с некоторыми японскими капитанами, дарил им свои картины. А они в знак благодарности привозили ему дефицит — хорошие кисти и краски. Этот «бартер» впоследствии стал еще одним официальным поводом для обвинения моряка в шпионаже.
Жизнь Штуккенберга окончилась трагически. 10 февраля 1937 года старший инспектор управления Госморпароходства был неожиданно уволен из ДВМП по состоянию здоровья, а уже 26 февраля арестован органами НКВД. Через полгода, 11 сентября 1937 года, Штуккенберг был расстрелян во владивостокских подвалах ГПУ на улице Алеутской по обвинению в шпионаже в пользу Японии. Хотя в деле значится другой приговор — десять лет лагерей. Художник был реабилитирован в 1958 году.
«Камчатка. Восточный берег» |
Штуккенберг первым рисовал весь Дальний Восток во всей его огромной протяженности: «Близ Ольги», «Мыс Гамов», «Камчатка. Восточный берег», «Около Охотска», «Русский остров», «Залив близ Кангауза», «Морской вид. Остров Аскольд», «Ключевская сопка». Эти всем известные географические названия впервые воплотились в живые образы дальневосточной природы под кистью Штуккенберга.
Назвать Штуккенберга чистым маринистом затруднительно. Одна только водная гладь до самого горизонта его не увлекала. Море на его холстах всегда соприкасается с землей. Остров, скала, крутой щербатый обрыв, сопка и кромки берега важны в его картинах не меньше, чем водные просторы.
Картины Штуккенберга хранятся сегодня в фондах Приморской картинной галереи, в музее Дальневосточного морского пароходства более 70 живописных работ и 100 рисунков-миниатюр мастера.