Он не привык давать интервью — всё время был по обратную сторону диктофона. Журналист, яхтсмен, спортсмен, он побывал во многих местах земного шара. Его репортажи из дальних поездок читали и читают (в том числе и в «АиФ-Камчатка») не только жители нашего полуострова.
Но не все знают, что Александр КРЫШТАЛЬ ещё и профессиональный военный моряк. Накануне Дня ВМФ, вместо того чтобы по привычке самому задавать вопросы, он ответил на них нашему корреспонденту.
…Будущее Саши было предопределено с детства — отец, полковник оборонной промышленности, военную тематику в семье культивировал. А мальчишка с юных лет мечтал о море, хотя его семья родом из полтавских степей. И каким-то непостижимым образом он всегда знал, что будет моряком и командовать кораблём.
Мятеж на «Былине»
– В седьмом классе отец сказал мне: «Хочешь поступать в нахимовское училище — закончи учёбу без троек!» Нахимовское — одно на всю страну, поступить туда было неимоверно трудно. Но я был порядочным сорванцом и от троек не уберёгся. Отец своё слово сдержал: путь в морское училище для меня закрылся. Восьмой класс я окончил уже без троек. И поступил в суворовское, в Киеве.
Там Александра, как он выражается, и сбили с толку. У парня неожиданно прорезался литературный талант: сначала стал писать в боевой листок, затем сам его выпускать, а вскоре уже сотрудничал с газетой Киевского военного округа.
Потом был факультет журналистики Львовского военно-политического училища, с военно-морской специализацией. Александр так мечтал об этом, что даже военно-морскую форму купил себе сам! В 1987 году, получив заветные погоны, по распределению Крышталь попал в Кронштадт, в газету Ленинградской военно-морской базы «Советский моряк». Вскоре по инициативе энергичного военного журналиста, ставшего к тому времени начальником отдела, издание переименовали в «Морскую газету».
Куда только не кидала судьба военного корреспондента! Он погружался в глубь океана на подводной лодке, пил «крещенскую» забортную воду, пересекая экватор, стоял на палубе военного ракетоносца рядом с командиром во время боевых учений. Казалось бы, судьба журналиста была предопределена. Но мечта самому держать в руках штурвал корабля не оставляла «акулу пера». И Крышталь вошёл в состав спортивной команды яхт-клуба, участвовал в состязаниях в качестве рулевого. Судьбоносный для Советского Союза день 19 августа 1991 года (когда власть в стране попыталась взять ГКЧП. — Ред.) застал Александра на международной молодёжной регате «Катти Сарк» в Германии, в составе команды парусной яхты «Былина».
– Наш экипаж был военным, но довольно пёстрым: матросы — в основном курсанты, капитан — подполковник морской авиации, штурман — бывший командир подводной лодки из Вилючинска. Штурман встал на сторону путчистов. А я возглавлял группу молодёжи и воспринял ситуацию критически, приняв сторону законного правительства. Штурман объявил мою позицию изменой воинской присяге и хотел по прибытии меня арестовать. И наша мятежная «Былина», как броненосец «Потёмкин», медленно шла по Балтийскому морю в неизведанное… На пути мы попали в сильнейший шторм и трое суток были отрезаны от внешнего мира. И вернулись уже в другое государство, в другой город — Ленинград стал Санкт-Петербургом. А потом посыпались новости: политсоветы при ВМФ ликвидируются. Политсоставу сдать партбилеты! Тема ареста автоматически отпала…
Цена — грош?
…Годы службы летели быстро. Но в новом тысячелетии Крышталь с Военно-Морским Флотом расстался: будучи уже главным редактором газеты «Тихоокеанская вахта» на Камчатке, не сошёлся характером с вновь назначенным командующим Камчатской группировкой.
– Зато я вернулся к тому, о чём мечтал, — стал профессиональным моряком и капитаном!
Александра пригласили на красавицу-яхту «Морской ветер», которая под его командованием стала бороздить океанские просторы.
Незабываемым было путешествие во время перегона яхты из Турции в 2006—2008 годах. Капитан Грант бы обзавидовался! Какое-то время Крышталю пришлось пожить в Таиланде, Малайзии, Сингапуре, на Филиппинах, в Японии. С тех пор он полюбил страны Востока.
Рай за 10 тысяч: как прожить в Таиланде дикарём >>>
– Я и сейчас периодически участвую в рейсах в качестве капитана корабля или его помощника. А в зимнее время в странах Юго-Восточной Азии мы заранее нарабатываем туристические маршруты.
…Бывших офицеров не бывает — видимо, отношение к службе, к долгу перед Родиной, какой бы она ни была, ответственность за будущее страны впитываются в кровь. Я это поняла, задав соответствующий вопрос.
– Конечно, душа болит, глядя на то, что творится с нашим флотом. В 1991 году в стране начался самый настоящий развал и в Вооружённых силах тоже. В 2000 году я брал интервью у Константина Семёновича Сиденко, которого только что назначили начальником штаба, и он был ещё более-менее откровенен. Тогда он сказал мне: «Наша система ПВО едва покрывает ближний радиус Петропавловска-Камчатского. А американцы нас уже как потенциального противника не воспринимают!»
Я видел брошенные ракетные дивизионы в бухтах Бичевинка и Железная. Бичевинский дивизион должен был прикрывать базу подводных лодок. Уже много позже, в другом интервью, тот же Сиденко заявил, что в Бичевинке была произведена полная рекультивация почвы. Ничего подобного! В прошлом году я видел огромные мёртвые поля, залитые ракетным топливом, там ничего не растёт. Система ПВО разрушена самым варварским способом!
Из года в год техника устаревает и мало пополняется чем-то новым. Взять хоть наше объединение войск и сил: дизельные подлодки отправили в Приморье, а ведь их роль была велика: они поддерживали и прикрывали атомные подлодки!
Противолодочных кораблей нет, сторожевых нет, осталось несколько единиц тральщиков и малых ракетных кораблей. Я сужу из того, что вижу, проходя мимо двух рейдов в Завойко. Складывается картина, что надводного флота практически не осталось. Наши атомные ракетоносцы не прикрыты ни в воде, ни над, ни под… Цена провозглашений о повышении обороноспособности, боеготовности — грош.
Право сильного
– В 2010 году мне пришлось пройти на яхте мимо всех Курильских островов. В это же время там был и Сердюков, которого сопровождал Сиденко. Помню, как разглагольствовал тогдашний министр обороны, посетив полк на Кунашире: «Мы разовьём мощнейшую группировку сил, будет проведена модернизация…» Эти слова резко контрастировали с реальностью, там была практически помойка, по территории ходили коровы, даже ограждения нормального не было — я свободно зашёл с тыльной стороны никем не замеченный…
А на Симушире мы обнаружили брошенную базу подводных лодок, на Шумшу — брошенную морскую базу, которая была составной частью Камчатской флотилии…
Сегодня на всех Курилах, насколько я знаю, существует лишь маленькая группировка наших войск — на самом юге. При таком положении вещей перекрыть курильские проливы противнику не составит никакого труда! Мир движется, изменяется, и возможность нас завоевать есть сейчас и у Америки, и у Японии. Остаётся надеяться на то, что право сильного уже немодно…
Ещё хочется верить, что худшие годы, когда все «в распоряжении», а служить некому, миновали. Министром обороны назначен более адекватный человек. В последнее время вырос моральный дух военнослужащих — им добавили денежное содержание, обеспечивают жильём. Я с удовольствием поддерживаю отношения с людьми, которые служили и служат. Убеждён — они честно выполнят свой долг в любой ситуации.
ДОСЬЕ
Александр Анатольевич КРЫШТАЛЬ родился 7 февраля 1966 г. в Киеве в семье военнослужащего. На Камчатке — с 1999 г., в течение пяти лет возглавлял редакцию газеты «Тихоокеанская вахта», три года работал в пресс-службе губернатора М. Машковцева. Капитан второго ранга запаса.