Раньше дети во время отлива часто забирались на старые корабли, представляя, что их потопили пираты, забыв в трюмах свои сокровища. А по ночам пираты возвращались и разбирали корабли в поисках забытых богатств. Позже становилось понятно, что никаких одноглазых злодеев с попугаями на плече не было – это просто взрослые мужчины разбирали пароходы на продажу в виде металлолома…
Суда – сюда
В советские годы тема утилизации кораблей не была актуальной: старые пароходы, отжившие свой век, пригоняли в бухту Южная, открывали кингстон (Кингстон – клапан, перекрывающий доступ в корабельную систему, сообщающуюся с забортной водой. Расположен в подводной части судна и используется для приёма забортной воды или откачки жидкости за борт. – Ред.) и пускали на дно.
– Министерство обороны тогда пыталось сделать приспособления, с помощью которых можно было бы вытащить суда на берег, но у них ничего не получилось. Пригоняли корабли сюда, топили, а о последствиях никто не думал, – говорит директор предприятия, «пилящего» сегодня старые морские посудины на металлолом, Александр КОВАЛЕНКО.
Фирма Александра уже третий год очищает бухту от кораблей, которые были затоплены много лет назад. Жители Завойко утверждают, что здесь даже затоплена подводная лодка немецкой постройки, на перископах которой сохранилась свастика. Рабочие вспоминают, как в прошлом году вытащили танкер, который возил жидкие радиоактивные отходы и был затоплен в 1967 году. Сейчас разбирают пароход, затопленный в 1999 году, весом около 2 тысяч тонн и 87 метров длиной. Распилить его непросто: требуются месяцы ежедневной работы. Последнее время жители окрестных домов просыпаются под звук резаков – гиганта облегчают, чтобы легче было вытащить на берег.
– Он очень здоровый, на поверхности металл очень толстый, и чем больше корабль выходит из воды, тем его сложнее тянуть. Иногда рвутся канаты, не выдерживают, поэтому мы его облегчаем потихоньку. Вся система построена так, что корабль «выезжает» к берегу, а там мы его уже режем на куски, как колбасу, и убираем, – делятся рабочие.
На грани добра и зла
Для удобства работы корабельное кладбище поделено на участки. За два года работы с первого участка вывезли 15 пароходов и горы мусора со дна, 6 посудин ещё предстоит убрать. По словам Александра Коваленко, цены на металлолом сейчас упали, и предприятие работает, как он выразился, на грани добра и зла рентабельности.
В прошлом году во время резки металла загорелись остатки судовой солярки. Периодически в бухте появляются и пятна от топлива, которое просачивается из механизмов «утопленников». Бесконечные приливы и отливы, при которых верхний слой воды идёт с песком, перетирают некогда прочный корабельный металл… – Конечно, финансирование со стороны государства ускорило бы процесс работы на несколько лет. Сейчас мы планируем открыть второй участок, но было бы неплохо третий и четвертый развернуть, тогда мы бы управились года за два, а не за пять лет. Хоть денег и не хватает, бросать это не собираемся, уберём все корабли: если их оставить гнить дальше, произойдёт экологическая катастрофа, – говорит Александр Дмитриевич.
ПЕРСПЕКТИВА
Проект по очистке Авачинской губы вошёл в перечень мероприятий федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014–2025 годы». Об этом сообщил министр природных ресурсов и экологии Камчатского края Василий ПРИЙДУН. По его словам, уже в 2014 г. начнётся планирование очистки морского дна от накопившегося за долгие годы мусора.
«Программой предусмотрено поднятие со дна затопленных кораблей, остовов машин, очистка от нефтеилового накопления и многое другое. В разработке проекта приняли участие сотрудники нашего министерства, правительства региона, Законодательного собрания Камчатского края», – сказал Василий Прийдун. Общая стоимость проекта оценивается в 1 млрд 920 млн руб.
КСТАТИ
В Авачинской бухте предположительно затоплено более 70 судов различных типов, начиная от военных и заканчивая рыболовецкими. Среди них – шхуны браконьеров из азиатских и африканских стран. Самый известный подобный случай зафиксирован в 2007 г., когда российские пограничники задержали и отбуксировали в порт Петропавловска-Камчатского шхуну Eri Kristine. После её ареста владельцы судна так и не появились. Экипаж, состоявший из индонезийцев, через полгода пришлось депортировать. Брошенное на произвол судьбы возле берега судно начало тонуть, и портовые службы отбуксировали его подальше в бухту...