Примерное время чтения: 7 минут
867

Монетки для Трех братьев

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. «АиФ-Камчатка» 14/04/2015

«За жизнь и здоровье каждого находящегося на судне, в первую очередь, отвечает капитан. Действия на случай внештатной ситуации у нас отрабатываются до автоматизма. И даже если правила отлетают от зубов, мы повторяем их снова и снова».

Капитан плавбазы «Виктор Гаврилов» рыболовецкого колхоза им. Ленина Сергей Пешков, пока его судно стояло в порту, рассказал корреспонденту «АиФ-Камчатка» о труде рыбака, главная награда для которого — возвращение на родной берег.

Четыре месяца

Ульяна Бакуменко, kamchatka.aif.ru: Сергей Николаевич, расскажите немного о себе. Ваша работа в море — мечта детства?

Сергей Пешков: Я родился и вырос на Урале, там нет моря. Только большие реки. Там окончил речное училище, несколько лет проработал на круизном судне, а потом, после службы в армии, романтика потянула к дальним берегам, поэтому оказался на Камчатке. В Петропавловске окончил мореходное училище по специальности «судовождение», работая при этом в колхозе имени Ленина. Здесь и остался, уже 20 лет прошло с тех пор. Менялось только направление деятельности: работал на среднем флоте, потом перешёл в крупнотоннажный. Год назад предложили возглавить плавбазу «Виктор Гаврилов»…

– Ваше судно — самое большое во флоте колхоза. Что оно из себя представляет?

– «Виктор Гаврилов» построен в 1990 году, раньше это судно называлось «Камчатский шельф», но в 2010 году было переименован в память о капитане, который всю жизнь проработал на благо нашего колхоза. Главная задача — приёмка и обработка сырца. Всё это происходит в море: к нам подходят суда малого флота, и мы у них принимаем донно-пищевую рыбу, в основном камбалу и минтай. А в лососёвую путину — лососёвые виды рыб. Всё это обрабатываем, морозим, и дальше эта продукция идёт в порты Приморья, Камчатки и т. д.

Досье
Сергей Николаевич ПЕШКОВ. Родился в 1963 г. в Перми, после окончания 8 класса общеобразовательной школы отучился в Пермском речном училище. После службы в рядах Советской армии приехал на Камчатку, где, работая в рыболовецком колхозе им. Ленина, окончил мореходное училище.
Наша плавбаза — действительно единственная такая в колхозе. Она хорошо укомплектована современной техникой, но сегодня в планах у руководства предприятия — модернизация «Виктора Гаврилова», это позволит консервировать продукцию в банки прямо на судне.

– Как долго длятся ваши рейсы?

– В основном, наши рейсы проходят в Охотском море и длятся около четырёх месяцев. Но бывает, что мы и раньше заходим в порт, как, например, в этом апреле. Это делается для того, чтобы экипаж, как говорится, почувствовал берег и эмоционально разгрузился. Ну и для выгрузки продукции, конечно.

Курс молодого бойца

– В связи с трагическими событиями, связанными с крушением траулера «Дальний Восток», стали ещё больше говорить о необходимости соблюдения правил техники безопасности при работе в море. На вашем судне как это происходит?

– Этот вопрос очень важный, потому что за жизнь и здоровье каждого находящегося на судне, в первую очередь, отвечает капитан. Мы постоянно проводим инструктажи с личным составом, отрабатываем до автоматизма их действия на тот случай, если произойдёт внештатная ситуация. Постоянно. Ежедневно. Ежемесячно. Даже если у экипажа эти правила отлетают от зубов, мы повторяем их снова и снова.

– Каков состав экипажа и часто ли приходится менять команду?

– По штату на судне 128 человек, из них 16 — женщины. Больше половины экипажа — матросы, очень много приезжих ребят. Они заключают контракт и прилетают работать на Камчатку. Средний возраст моих подчинённых довольно молодой — 30—35 лет, поэтому им важно, несмотря на тяжёлый физический труд и довольно длительные рейсы, и получать хорошую зарплату, и иметь все социальные гарантии. Кстати, у нас стать матросом может далеко не каждый желающий, для этого нужно иметь квалификационные документы. Почти все ребята приходят к нам после курсов, которые организовывает учебно-производственный комбинат, это такой своеобразный курс молодого бойца для начинающего моряка. И только после получения теоретических знаний они приступают к практике на судне.

– Как личный состав отдыхает во время длительных рейсов?

– Работа матроса непростая, смена длится восемь часов, и проводят её на ногах, поэтому основное желание — выспаться в свободное время. А так стараемся, конечно, чтобы личный состав не скучал: есть у нас и спутниковое телевидение, почти у всех ноутбуки… В мою молодость таких благ цивилизации на судне не было. Помню, поставят нам кинопроектор — и все сидят, смотрят один фильм. А сегодня рыбакам всё-таки веселее в свободное от работы время, чем нам когда-то.

Море - это не только романтика, но и ежедневный труд. Фото: АиФ

Рыбы хватит всем

– Работа в море тяжела не только физически, но и эмоционально: замкнутое пространство, суровые законы мужского коллектива, длительная разлука с родными... Кому, по-вашему, даже не стоит пытаться идти в рыбаки?

– Я никогда не возьму на работу хитрого и ленивого матроса. Эти качества уж точно тут ему не помогут. Прежде чем попасть в экипаж, мужчина должен хорошо подумать и принять то, что его неизбежно здесь ждёт. Вы правильно сказали, это и серьёзные физические нагрузки, и строгая дисциплина, и разлука с семьёй. Но это и хороший вариант заработать неплохие деньги, имея при этом и оплачиваемый отпуск, и больничный, и другие социальные гарантии. А ещё морская романтика. Кроме того, нам очень помогают сотрудники береговой службы — их поддержка чувствуется через все расстояния. Поэтому серьёзной текучки кадров у нас нет, около 60 % экипажа не меняется из рейса в рейс уже много лет. Особенно хочется отметить тех, кто в буквальном смысле живёт на судне, отдаваясь полностью работе. Это помощник капитана по производству Леонид Пузырь, старший механик Владимир Курако, помощник капитана по радиоэлектронике Николай Велькин, боцман Николай Дзись, матросы Виктор Скобелкин, Владимир Цыганов, Дмитрий Коган и многие другие.

– Ваш нынешний рейс ещё не окончен. Но какие-то его итоги уже можете подвести?

– Всё проходит в штатном режиме, работаем спокойно и плодотворно. Уже принято 18 тысяч тонн продукции. И это за неполные четыре месяца. Так что любители рыбных блюд могут не переживать — хватит всем. Сейчас выгружаемся на берегу и ещё на месяц идём работать в Берингово море.

Капризы океана

– Случались ли с вами в море экстремальные ситуации, после которых закрадывалась мысль уйти работать на берег?

– Знаете, уйти никогда не хотелось — настолько привык. Хотя бывает, что океан неласков с моряками. Тогда стараемся обойти или переждать шторма, у нас же завод на нижних трюмах, не хочется, чтобы рыба там болталась. Обычно нам это удаётся. Да и к океану я отношусь не как к вражеской стихии, а как к партнёру. Он же нам отдаёт свои богатства, поэтому приходится иногда потерпеть его капризы.

– Какие-нибудь приметы на рыбацкую удачу соблюдаете перед выходом в море?

– Да, обязательно бросаем монетки около Трёх братьев — и чтобы промысел был богатым, и чтобы вернуться домой. Ну и, как большинство моих коллег, не выхожу из порта в рейс в понедельник. Возвращаться в понедельник тоже не люблю.

– А как насчёт лично со спиннингом порыбачить?

– Сейчас свободного времени меньше, а вот когда работал на среднем флоте, был посвободнее, возьму килограмм восемь разных блёсен — и вперёд! И это не надоедало, хотя рыбы и на работе полно кругом. Вот такое хобби и профессия в одном флаконе…

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах