Петропавловск-Камчатский, 30 января — АиФ-Камчатка.Не скроем, в ходе телефонного опроса назывались и другие известные предприятия полуострова. Но в общем итоге их было не так уж и много.
Другое дело — «Витязь-Авто»: его отметили лучшим свыше 65 % опрошенных нами читателей. По их ёмким комментариям можно было заключить, что эту динамично развивающуюся компанию отлично знают не только в Усть-Большерецком районе, где она родилась, но и по всей Камчатке.
Самостоятельное плавание
Конечно, здесь уместно назвать имя того, кто стоял у истоков создания «Витязь-Авто», хотя, прямо или косвенно, оно хорошо известно чуть ли не каждому камчатцу. Это Игорь РЕДЬКИН, глубокий знаток рыночных премудростей, талантливый организатор и прекрасной души человек. К тому же второй срок подряд он избирается депутатом Законодательного собрания края, где тоже занимает довольно активную позицию.
У Редькина обычная для многих россиян судьба. Ему было не многим больше 25, когда он, полный дерзких планов и надежд, с головой окунулся в частное предпринимательство. Время было такое — середина 90-х, когда жизнь многих трясла покруче океанского шторма. Сначала попробовал свои силы в оптово-розничной торговле, потом — в логи-стике, которая, к слову, была очень востребована в те непростые годы. Нельзя сказать, что прибыль потекла рекой, но всё же кое-какие деньги появились, так что можно было думать и о расширении горизонтов бизнеса.
– Занимаясь перевозками, я часто бывал в посёлке Озерновский, где и заинтересовался рыбным промыслом. Мне он сразу приглянулся: командная работа, быстрая окупаемость вложенных средств, хорошие перспективы. Правда, чтобы заниматься им, нужны были рыбоперерабатывающие мощности, а ими я не располагал. Выручило руководство РКЗ-55, дав их в аренду. Жилось в те годы трудно, но на помощь люди не скупились, за что я очень им благодарен, — рассказывает Игорь Владимирович.
Потом ещё не раз он употребит это выражение — «очень благодарен», потому как подставляли ему плечо и во многих других случаях. Благодаря этому уже в феврале 1997 г. «Витязь-Авто» был зарегистрирован, а к путине получил и квоты. Так началось самостоятельное плавание компании, которой судились не только счастливая производственная судьба, но и искреннее уважение многих камчатцев.
На разумной основе
Вектор развития предприятия, естественно, определяла экономика. Подчиняясь её законам, руководство «Витязь-Авто» изначально сделало ставку на качественные параметры работы. Если, к примеру, речь шла о кадрах, то отбирались только те, кто способен на самоотверженный труд. Вставал вопрос о технологиях — и снова в расчёт брались самые передовые, дающие на выход отменную продукцию. И так по всем звеньям производственного цикла. Кто-то может сказать, что так не бывает, но вы загляните на любое предприятие компании и убедитесь: ещё как бывает! Неудивительно, что со временем результаты коллектива пошли даже лучше, чем ожидалось.
И это не везение, и уж тем более не случайность. Буквально с первых дней в «Витязь-Авто» стало правилом — любое дело ставить на разумную основу. Для примера возьмём хотя бы рыбодобывающий флот. Общеизвестно, как уязвима компания, если не обладает им. Потому, едва встав на ноги, «витязи» вплотную занялись и этим вопросом. За кредитом в банк ходить не стали, ведь для начинающих, из-за непомерно высоких процентных ставок, он — сущая удавка. Так что, взвесив всё и вся, решили опираться на собственные силы и не просчитались. Аккурат к путине 1999 г. компания приобрела свою первую эмэрэску вкупе с южнокорейскими рыбоперерабатывающими модулями.
Да, этого было явно мало, чтобы реально думать о развитии, поэтому ровно через год «Витязь-Авто» прикупил ещё два новеньких малых сейнера. По сути, это был очень внятный сигнал со стороны компании о том, что она всерьёз намерена создать собственную рыбодобывающую эскадру. И действительно, сегодня в её состав уже входят 14 «вымпелов», которые полностью обеспечивают рыбой-сырцом все принадлежащие ей 8 заводов. О таком весомом достижении даже в лучшие советские годы мало кто помышлял.
Промысел лосося — коллективная работа |
Высокая награда
Кстати, в 2006 г., по сути, в кризисном хаосе и разрухе, компания построила на заболоченных землях п. Озерновский прекрасный рыбоперерабатывающий завод, ставший своеобразным символом нашего полуострова. Столь громкое название оправданно, ведь ничего подобного здесь не было и в помине. Нашпигованный умнейшей техникой и современными технологиями, Озерновский чудо-завод буквально с первых дней стал лидером качественной работы. Вся продукция, которая выходила (и выходит!) из его цехов, пользуется повышенным спросом не только на внутреннем рынке.
– В принципе «Витязь-Авто» — экспортно ориентированная компания. Но это не значит, что всё лучшее, чем гордится коллектив и за что получает высокие награды престижных выставок, мы отправляем иностранному покупателю. Отнюдь! Только пятая часть нашей продукции уходит за рубеж, а вся остальная, разумеется, превосходного качества, остаётся на отечественных прилавках, в том числе и Камчатского края. Но при этом, заметьте, наши цены не выше, чем у конкурентов, — отмечает Игорь Редькин.
К сказанному можно добавить, что со временем «Витязь-Авто» стал той компанией, которая изменила в рыбной отрасли полуострова если не всё, то очень многое. Об этом, к слову, говорят как независимые эксперты, так и деловые партнёры предприятия. Они же подчёркивают: инвестиции в новую технику, современные технологии, научную организацию труда стоят на первом месте у его руководства.
Один из лучших
Конечно, об этом легко говорить, а вот в жизни не так-то просто вывести уравнение между «надо» и «реальные возможности». Чтобы исключить ошибки, в компании отлично поставлен менеджмент, так что с картиной состояния текущих дел и перспектив здесь нет проблем. В коллективе нам сказали, что зачастую она служит отправной точкой для принятия важных решений, причём главным образом в плане развития предприятия. Есть очень весомые результаты. Сегодня, к примеру, помимо п. Озерновского филиалы успешно работают и в п. Октябрьский, п. Соболево. В 2010 г. компания ввела в строй ещё один современный завод в п. Озерновском, сориентировав его на выпуск первоклассной деликатесной продукции. Руководство Федерального агентства по рыболовству, побывав на новеньком заводе «витязей», признало его одним из лучших не только в России, но и в Европе.
– Мир высоких технологий, и это вам скажет любой, кто работает в компании, меняет людей в лучшую сторону. Логика тут простая: чтобы грамотно обслуживать технику известных мировых брендов, человек, помимо прочных знаний, просто обязан обладать ещё и высокими гуманитарными качествами, иначе ему не справиться с делом. Это не единожды доказано жизнью, — говорит Игорь Редькин.
В коллективе отмечают, что на предприятии изначально сложилось особое отношение к качеству продукции. Жёсткий внутренний контроль стал очень хорошим фильтром, не допускающим даже малейших отступлений от производственных стандартов. Отличная работа обязательно поощряется. Всё это способствует тому, что с заводских конвейеров сходит только первоклассная продукция. Она хорошо известна в Москве, Санкт-Петербурге, крупных городах Сибири, ну и, конечно, за рубежом. Причём это касается как продукции премиум-класса (торговая марка Maridel), так и эконом-класса (торговая марка KamVita) — та и другая расходятся, как горячие пирожки.
А что вы хотите! Нынешний покупатель, приобретая рыбную продукцию, уже в оба смотрит на её качество и на то, кто её произвёл. И тут позиции «Витязь-Авто» более прочные, чем у многих конкурентов. Его продукция отмечена многими дипломами и медалями самых престижных выставок, в том числе и международного уровня. Компания носит почётное звание «Лидер качества» и является лауреатом Международной рыбопромышленной выставки «Рыбпром-Экспо» в номинации «Лучшие образцы рыбной продукции.
Конкурентное примущество
Любопытнейший факт! Недавно предприятие прошло через очень непростую процедуру экологической сертификации по стандартам Морского попечительского совета (MSC). Сложность её заключалась в том, что стандарты MSC требуют от рыбопользователя не только бережного отношения к водным биоресурсам, но и экологически безупречной работы. Процедура, к слову, необязательная, поэтому не спросить у руководства компании, почему оно пошло на столь неординарный шаг, мы не могли. И услышали в ответ, в общем-то, простые и понятные суждения. Смысл их в том, что сегодня мировой рынок, становясь всё более экологически ответственным, крайне заинтересован в продукции, помеченной логотипом MSC. Между прочим, это даёт коллективу важное конкурентное преимущество.
Вместе с тем мы затронули и вопрос вступления России в ВТО, спросив, не усложнит ли этот шаг производственную жизнь «Витязь-Авто». Не усложнил, ответили нам, потому что предприятие фактически давно работает по техническим критериям ВТО на рыбную продукцию. Она экспортируется на мировой рынок, в том числе и европейский (ЕС). Ну а членство в столь авторитетной организации, отмечали наши собеседники, рассматривается коллективом как хорошая мотивация к дальнейшему повышению качества продукции.
Единый комплекс
Такая позиция «витязей», естественно, вызывает уважение. По признанию многих, сегодня они реально лучшие везде: в технической оснастке заводов, в технологиях, качестве продукции и её ассортименте, в темпах роста. Ну кто бы мог подумать, что за каких-то 15 лет их, по сути, крошечное предприятие, с видавшим виды оборудованием, поднимется до статуса многопрофильной компании. Да никто! А ведь сегодня она включает в себя, помимо лидирующей рыбной отрасли, воздушные и наземные перевозки, туризм, гостиничный бизнес, торговлю. Компания — довольно крупный игрок на экономическом поле полуострова: её налоговые поступления позволяют ряду поселений края развиваться.
Раскручивая маховик бизнеса, руководство «Витязь-Авто», конечно, рисковало, причём по-крупному. И не только потому, что это выпало на очень непростые годы, когда на подобный шаг отваживались единицы. Трудность заключалась ещё и в том, что уж очень разными были интересы компании: тут тебе рыба, авиация, туризм, торговля… Как всё это завязать в единый комплекс, который работал бы результативно и по высоким критериям качества? Но вот сумели, доказав в очередной раз, что менеджерскому таланту первых лиц компании нет пределов.
Аналитики называют три основных источника, которые способствовали быстрому становлению и развитию «Витязь-Авто». Конечно, это бьющая через край энергия руководителя предприятия Игоря Редькина, его умение просчитывать любую ситуацию на несколько шагов вперёд и удивительная работоспособность. Во-вторых, коллектив изначально точно расставил свои приоритеты. И в-третьих — ставка на новую технику и современные технологии позволила высоко поднять планку качества продукции.
Бесспорно, это успех, тут не может быть двух толкований. Но как неожиданно подошло к его оценке руководство компании. По его мнению, успех только тогда что-нибудь значит, если он привёл к улучшению жизни людей. В этом плане «Витязь-Авто» тоже занимает высокие позиции. Все, кто трудится здесь, получают, в-общем-то, неплохую зарплату и обеспечены хорошим социальным пакетом. Причём на работу принимают главным образом местных жителей, что позволяет уменьшить давление безработицы на территорию.
Ключевая проблема для компании, как, впрочем, и для всей рыбной отрасли страны, — это сезонность в работе. Фактически сегодня люди заняты делом и, естественно, получают зарплату где-то в пределах шести месяцев. Остальное же время они зачастую стоят на бирже труда, где довольствуются социальным пособием. Мечта руководства «Витязь-Авто» — перейти от сезонности к круглогодичному циклу работы и таким образом повысить качество жизни людей. Понятно, что это очень сложная задача, тем не менее уже есть довольно неплохие результаты в её решении, что прибавляет людям оптимизма.
С конвейера предприятия сходит только первоклассная продукция |
ДОСЬЕ
Игорь Владимирович РЕДЬКИН родился в г. Облучье Хабаровского края, но своей малой родиной считает Камчатку. Ведь тут он с трёхмесячного возраста. Учился в школе со спортивным уклоном. Потом была учёба в Суворовском училище и в Дальневосточном высшем военном училище, однако служить не довелось. Диплом инженера-механика получил в Благовещенском сельхозинституте. Бизнесом занялся в начале 90-х. С 1997 г. руководит ООО «Витязь-Авто». Имеет награды. Увлекается охотой, рыбалкой, плаванием. Женат.
КСТАТИ
Есть в истории «Витязь-Авто» и довольно неординарный эпизод. Компания, которая всю жизнь занимается промыслом лосося, приняла активное участие и в отлове лосей. Точнее не в самом отлове, а в их перевозке из Мильковского района в охотничьи угодья южной части Усть-Большерецкого района. Она финансировала эту очень тонкую и ответственную операцию, что в значительной мере предопределило её успех. Все звери были переве-зены воздухом и довольно быстро прижились на новой территории. Как показывают результаты мониторинга, сегодня их численность заметно увеличилась.
МНЕНИЕ
В путину на заводах компании работает свыше 3 000 человек. В большинстве это истинные мастера своего дела. О многих из них идёт речь в замечательной книге «Камчатская одиссея», выпущенной одним из московских издательств. По-хорошему, и нам бы следовало назвать их имена, но рамки газетной публикации не позволяют сделать это. Ограничимся мнением многих камчатцев, считающих, что, если речь заходит о «Витязь-Авто» и его людях, лишних слов не надо: ведь всё у них на высоте и достойно уважения.
На правах рекламы