По своей значимости для экономики полуострова роль камчатских судоремонтников трудно переоценить.
Даже в условиях кризиса, когда отрасль то и дело покачивает из стороны в сторону, они находят возможности, чтобы качественно восстанавливать как военные корабли, так и гражданские суда. Однако в большинстве своём предприятия живут на техническом и технологическом потенциале, который был создан в советское время.
Показательное предприятие
Компания «Судоремвосток» — не исключение. Но это предприятие особого рода. И дело не только в том, что оно было создано в очень непростые нулевые годы. Суть в другом: буквально с первых дней становления, фактически не испытав стартового разочарования, коллектив точно определил своё место в камчатской системе разделения труда. Его призванием и судьбой стало, пожалуй, главное в судоремонте: модернизация корабельных дизелей, котлов и электрооборудования.
– Вместе с Николаем Александровичем Трошиным, нынешним моим заместителем, мы служили на Тихоокеанском флоте, где вплотную занимались ремонтом кораблей. Нам посчастливилось приобрести серьёзный опыт в этом непростом деле, потому, выйдя в запас, решили применить его в гражданской жизни. Создали фирму, хотя отчётливо понимали все риски. Но дело пошло. Стали расширяться, в том числе и по кадрам. Сегодня средний возраст персонала 30 лет. Трудится у нас и рабочая династия — братья Севастьяновы: Александр, Владимир и Алексей. Причём Александр привёл в компанию двух своих сыновей и зятя. Много лет отдала судоремонту и наша главный бухгалтер Нина Анатольевна Молдавану. Мы постоянно с работой и с нормальной зарплатой. Проблемы? Их много, но мы от них не прячемся, не живём иллюзиями, а последовательно развязываем все узлы, — говорит генеральный директор компании Игорь Иохин.
– Наших клиентов привлекает как открытость компании к взаимовыгодному диалогу, так и разумная ценовая политика, — отмечает Нина Молдавану.
Для Камчатского края «Судоремвосток» — очень показательное предприятие. В том смысле, что оно не самое крупное и не с захватывающей историей. Но при всём при этом фирма открыта к взаимовыгодному диалогу, её финансовая политика прозрачна, а приоритеты вызывают уважение. Уже не первый год у компании устойчивая репутация надёжного партнёра. За 16 лет работы на рынке здесь сложился крепкий коллектив высококлассных специалистов, большинство которых владеют двумя-тремя смежными специальностями.
Логика расчётов
Нельзя не обратить внимания и на статистику компании. Как ни сложна нынешняя ситуация в судоремонте, все работы коллектив выполняет качественно и вовремя. Это, кстати, главный приоритет предприятия. Примеры? Возьмём хотя бы недавний ремонт военно-транспортного судна. Когда оно встало у причальной стенки, сразу закипели восстановительные работы. Конечно, к ним подготовились заранее, хотя с ремонтным имуществом далеко не всё было гладко. Справились — и это уже тенденция. Так что сегодня это судно, кстати, далеко не новое, снова «бегает» по дальневосточным морям, работая на боеготовность флота.
В принципе, весь уходящий год отмечен положительной динамикой развития компании. Из-за возросшего числа заказов ей даже пришлось отказать в ремонте некоторым рыбацким коллективам, о чём на предприятии сегодня сожалеют. Комментируя этот эпизод, Игорь Иохин подчеркнул, что в ближайшей перспективе его коллеги непременно восстановят деловое сотрудничество с прежними партнёрами.
– Мы хорошо работали вместе, накопили ценный опыт, нельзя допустить, чтобы он остался в прошлом, — заметил генеральный директор.
Планирует компания рост и на 2017 год. Логика расчётов коллектива проста и понятна — не следует останавливаться на достигнутом. Чудес в экономике не бывает — не всё тут зависит только от судоремонтников. Не секрет: нынешний камчатский флот, за редким исключением, — это старые суда давно не выпускаемых проектов. По-хорошему, их бы взять да и списать «на иголки», но заменить пока нечем. Вот и приходится персоналу проявлять чудеса изобретательности, чтобы модернизировать отслужившие своё корабли.
– Для нас это — привычное дело. Трудности в другом. Очень непросто нынче обеспечить видавшие виды суда ремонтными материалами — их уже не выпускают. А если даже и находим, то тут далеко не всё однозначно. Работать, естественно, приходится «на всю катушку», — делится наболевшим заместитель директора Николай Трошин.
Показателен в этом плане ремонт, скажем, гидрографического судна. Дело в том, что в своё время оно было оснащено немецкими дизелями, которые более 30 лет назад сняли с производства. Задача казалась невыполнимой, но выход всё же был найден. Руководство компании обратилось в НИИ ВМФ, где в сжатые сроки разработали проект замены старого оборудования на технику российского производства. Ну, а дальше всё пошло по плану. Военные гидрографы вовремя получили своё судно.
Палки в колёса
Как отмечают сами судоремонтники, качественное выполнение заказа — для них очень сильная мотивация в работе. Беда в том, что эти заказы часто поступают с запозданием. Фактически у коллектива появляется серьёзная работа где-то в марте. Конечно, это не сахар, но и не тупик. По каждой подобной ситуации судоремонтники принимают очень взвешенные решения, которые затем последовательно воплощают в жизнь. И не было случая, чтобы по их вине нарушались сроки.
Правда, что касается последнего случая, связанного с ремонтом КИЛ-168, то тут о сроках говорить не приходится. Причина в том, что по этому объекту коллективу пришлось приостановить восстановительные работы. Экипаж неожиданно отозвали из ремонта, чтобы решить неотложные задачи в дальневосточном регионе. Сейчас, кстати, судно находится в Приморье, куда и вылетают коллеги Игоря Иохина, чтобы завершить цикл работ.
– Фактически мы работаем на повышение обороноспособности страны. Дело ответственное. Нужно ли нам помогать? Нет. Мы просим лишь об одном: не ставьте палки в колёса. Но в реальной жизни ставят, словно пропустили мимо ушей жёсткое требование Президента России не кошмарить бизнес. Свежий пример. Недавно получаем из налоговой службы письмо, что, дескать, нам следует заплатить НДС за компанию, у которой мы приобрели запчасти. Дело в том, что эта фирма перестала существовать, и мы оказались как бы крайними. Но наш НДС погашен, у меня есть все документы. Платить ещё и за «того парня», которого налоговая фактически упустила, у меня нет возможности. Компании и без того несладко живётся. Ведь платить нужно и зарплату, и за аренду, и за новую технику. Почему это никого не волнует? — генеральный директор не скрывает своей озабоченности.
В ближайшей перспективе федеральный центр планирует увеличить поток грузов по Северному морскому пути. Совершенно очевидно, что это, в свою очередь, потребует серьёзно увеличить и судоремонтные мощности Петропавловска-Камчатского, как важнейшего хаба на данном направлении. Но готовы ли краевые предприятия к такому повороту событий? Пока на этот вопрос ясного ответа нет.