С глубокого детства он слышал одну и ту же фразу: "Это рисовать нельзя!". Но ни родители, ни преподаватели не смогли победить творческую ориентацию будущего карикатуриста. И вот уже много лет его сатирические рисунки "веселят" камчатских политиков. Смеются чиновники порой даже навзрыд...
В канун Дня смеха мы побеседовали с камчатским художником Денисом ЛОПАТИНЫМ.
- Денис, карикатуру принято считать чем-то оскорбительным. Обижались ли на вас за рисунки?
- ...Вплоть до судебных исков. Но хочу отметить, что такое отношение к юмористическим рисункам сложилось исключительно на постсоветском пространстве. Да ещё в паре-тройке отсталых папуасских племен, которых не коснулась цивилизация. Весь остальной мир воспринимает карикатуру и шарж адекватно, как отдельный жанр изобразительного искусства, а не как чёрную магию. Публичный человек бывает очень рад, если его изобразят на страницах газеты в комичном виде - это означает, что он стал действительно знаменит и узнаваем.
Нагнетание страха
- Вы сказали, что дело доходило до исков? Можно узнать, кто такой обидчивый?
- Первый заместитель губернатора Машковцева Александр Чистяков подавал в суд. Иски были направлены трём ответчикам: газете - за статью и карикатуру, предпринимателю, интересы которого защищались в публикации, и зачем-то лично мне... На суд я не явился, и чем он закончился - не знаю.
- Сплетники рассказывают, что одна из влиятельных дам полуострова плакала над газетой, узнав себя в персонаже комикса...
- Если честно, то передо мной вообще не стояла цель изобразить этого человека, сходство вышло совершенно случайное и непреднамеренное. Кстати, позже в эфире одного из телеканалов Михаил Борисович гневно заступился за оскорбленных мною женщин администрации в лице той чиновницы.
- В 2005 году Машковцев запретил вашу выставку "Гримасы власти", из-за чего её пришлось проводить в подвальном помещении Дома прессы. Скажите, личную обиду на губернатора затаили?
- Нисколько. Кто ещё подарил бы мне такую рекламную кампанию и прославил на весь российский Интернет? "Радио свобода" и прочие СМИ сообщили о том, что на Камчатке запрещают выставки, попирают свободу слова. А спустя 6 лет меня до сих пор спрашивают о том случае.
- Сегодняшняя власть более лояльна к карикатуре? Или цензура в СМИ всё ещё существует?
- Случилось самое страшное: всех - от властей имущих до дворников сковала внутренняя самоцензура. Мы начинаем всего бояться и нагнетать страх. Но рано или поздно пружина распрямится и общество поймёт, что реальной опасности на самом деле нет. Любопытно, что там, где правит настоящий диктатор, в стране, где человек может исчезнуть в тёмных подвалах, меньше боятся выступить с критикой власти, чем в России, где политических заключенных официально нет.
- Ходили слухи, что на Камчатку вы приехали их Белоруссии, потому что вас преследовали за карикатуры на президента Лукашенко. Правда ли это?
- Лично я пострадать не успел, хотя газету, в которой тогда работал, закрывали трижды. И в конце концов окончательно придушили. Нет, в Петропавловск я приехал по личным обстоятельствам...
Надрыв шаблона
- Как жанр карикатуры "поживает" на Камчатке?
- Для обобщения ситуации с целым жанром нужно, чтобы карикатуристов на Камчатке было хотя бы два, а так и рассуждать не о чем...
- Профессией художника-карикатуриста можно заработать на хлеб?
- Мне это удаётся уже большую половину жизни - с 15 лет. Поначалу только на хлеб и хватало. Все очень по-разному, на Западе и даже в России среди карикатуристов есть обеспеченные люди, но основная масса коллег и там и здесь может позволить себе карикатуру только как хобби и не в состоянии заработать этим себе на жизнь.
- Карикатуре можно научиться?
- Официально этому нигде не учат. Карикатурой может успешно заниматься любой человек с чувством юмора, а его художественные способности не имеют значения. Вот шарж - уже высший уровень портрета, потому что это не простое перенесение изображения, не точное его копирование, а гротескное преувеличение, комичное подчёркивание особенностей характера, не одних только внешних черт. В лучших реалистических портретах эти качества тоже присутствуют, но там они не обязательны.
- 1 апреля в краевой библиотеке открывается ваша новая выставка. Её кто-нибудь собирается закрыть?
- С имеющейся репутацией было очень трудно её вообще где-нибудь провести.
- Неужели снова будете высмеивать камчатскую власть?
- Всё, что могло хоть кого-то обидеть, благополучно отсеяно. Будут представлены только несколько больших красочных карикатур и салонные живописные шаржи на деятелей культуры и политиков в большинстве своём не камчатского уровня.
- Что означает столь странное название выставки "Надрыв шаблона"? Что вы хотели этим сказать?
- Означает слабую попытку нарушить устоявшиеся схемы в российских шарже и карикатуре. Всё же иногда хочется увидеть нечто большее, чем лысина или усы, как минимум - личное отношение к поступкам персонажа.
Головой о стены
- Как вы относитесь ко Дню смеха?
- Так же, как к Хеллоуину, Дню святого Валентина и Алхалалалаю - эти милые праздники существуют, но они не мои. Тем не менее День дурака - хороший повод задуматься о вечном, пересмотреть свою жизнь, по-новому взглянуть на близких и начальство.
- Уехать с Камчатки не планируете?
- В своё время я поочерёдно упустил хорошие шансы остаться в Варшаве, Праге и Лондоне, отчего приобрел привычку биться головой о стены камчатских хрущёвок.
- Вам настолько не нравится Камчатка?
- Здесь необыкновенная природа, красивые девушки и в целом душевные люди, но всё остальное просто не имеет цензурного названия.
ДОСЬЕ
Денис Петрович Лопатин родился в 1977 году в г. Минске. В 2002 году окончил Белорусский государственный университет культуры. Через два дня после получения диплома приехал на Камчатку. Публиковался в газетах: "Вести", "Камчатское время", "Аргументы и Факты - Камчатка", "МК на Камчатке" и др.
Награды и регалии:
Четыре судебные повестки за карикатуру в газете на первого заместителя губернатора Камчатской области - 2003 г.
Вызов в прокуратуру за газетный комикс - 2004 г.
Предупреждение газете от комиссии по надзору за СМИ за тот же комикс.
Запрет губернатора М. Машковцева выставки "Гримасы власти" - 2005 г.
Выдворение из зала суда за зарисовку судебного процесса - 2006 г.
Спецприз от итальянского издателя Марко Солди на Московском международном фестивале комиксов "КомМиссия" - 2007 г.
Снятый с экспозиции стенд художника на "КомМиссии-2008" по чьей-то личной просьбе - 2008 г.