В июне крупнейший на Дальнем Востоке пивоваренный завод ОАО "Кампиво" отмечает две знаменательные даты - День пивовара и День предприятия. К тому же под Новый год после долгой волокиты в Петропавловске был открыт торговый центр "Александрия" с супермаркетом для взрослых и "Кактус-парком" для детей.
Поэтому сегодня у коллектива особое - праздничное настроение, хотя, как и у любого производственного комплекса, у "Кампиво" немало проблем. Накануне праздников корреспондент "АиФ-Камчатка" побывал на заводе и посмотрел, чем живет предприятие в настоящее время, что там происходит и кто управляет всеми сложными пивоваренными механизмами.
- Наше производство зародилось еще в старые советские времена - в 1947 году, по сути, в другом государстве, - рассказывает генеральный директор ОАО "Кампиво" Александр НИКИТИН. - На полуострове было около 20 пищевых предприятий, от работы которых зависело жизнеобеспечение всего населения. Сегодня оставшихся из них можно пересчитать по пальцам, и мы, действительно, последние из могикан...
Желание преодолеть все барьеры и сохранить на Камчатке уникальное предприятие взяло верх. Поэтому, несмотря на постоянные финансовые трудности, кризис и другие проблемы, ОАО "Кампиво" продолжает динамично развиваться. Все заработанные средства руководство тратит на модернизацию, реконструкцию и пополнение материально-технической базы. Не секрет, что налоги "съедают" большую часть доходов, однако худшие времена все-таки остались в прошлом, так что предприятие продолжает снабжать камчатских потребителей качественной, вкусной и экологически чистой продукцией. "Даже в тяжелые времена мы выпускали конкурентоспособный продукт. И до сих пор наше, камчатское пиво считается визитной карточкой полуострова, - отметил А. Никитин. - Мы планомерно увеличиваем мощности производства, объемы продаж, потому что, по моему глубокому убеждению, деньги должны зарабатываться именно объемами, а не завышенной ценой".
- Доля ОАО "Кампиво" в "море" пива страны - капля, но мы испытываем гордость оттого, что в активах нашего предприятия по-прежнему нет ни цента иностранного капитала, - продолжает Александр Алексеевич. - Так что, несмотря на все бури и потрясения, мы крепко стоим на ногах, хотя надеяться, кроме как на себя, нам не на кого. Итоги прошлого года, безусловно, вселяют в нас оптимизм. Потребление нашей продукции возросло. Очень хорошая продажа у безалкогольных напитков - реализация минералки увеличилась в полтора раза. Люди стали больше потреблять кваса. Напитки, которые мы производим, не теряют своей актуальности и популярности в народе, потому что это не консервы, а живой, натуральный, местный продукт".
Ну а мечтает директор уже много лет о том, чтобы открыть в каждом микрорайоне Петропавловска кафе, где можно пообедать или поужинать, интересно провести время. Одна беда - нет в нашем городе свободного места... "Но я не теряю надежды, что администрация поможет организовать сеть подобных культурных питейных заведений, доступных среднему классу", - подчеркнул А. Никитин.
Квас - то, что летом надо!
Пиво, квас, минеральная вода и безалкогольные напитки - это основной ассортимент выпускаемой ОАО "Кампиво" продукции. Ни что из перечисленного не имеет аналогов, и дело даже не в том, что вода - основа всех основа - на Камчатке самая вкусная. "Главное - это наши мастера, - уверен директор, - мы гордимся своим коллективом, именно благодаря им продукция завода с каждым годом становится все лучше и лучше".
Наступило лето. А какое же лето без кваса! Сотни квасных кег ежедневно развозят по всему Петропавловску, чтобы горожане в любой момент могли утолить жажду, испив традиционного русского напитка. Время, конечно, вносит свои коррективы, и в технологии приготовления кваса, возможно, скоро произойдут незначительные изменения. Но это не скажется ни на качестве, ни на цене.
Как делают самый вкусный летний напиток, мы увидели в цехе розлива кваса и минеральной малкинской воды.
Смена в цехе каждый день начинается в 6 утра, а уже к полудню заваривается первая партия кваса. Сначала он бродит на хлебных сухих дрожжах (отечественного производства) в специальных емкостях-танках, затем набирает кислотности, охлаждается и смешивается с сахарным сиропом. Почему не используются популярные импортные дрожжи? Мастера говорят, что они чересчур быстро набухают и не обеспечивают необходимой плотности, и это сказывается на конечном продукте. Русские дрожжи, напротив, "работают" степенно, позволяя квасу набродиться до нужной кондиции.
Рецептура кваса не меняется уже много лет. Состав и процесс производства остались прежними - никаких добавок, примесей, консервантов и усилителей вкуса. Квас изготавливается круглый год, а спрос на этот напиток постоянно растет, потому что квас - натуральный продукт брожения. Так же, как и пиво, он не подвергается термообработке.
Без красителей и консервантов
Оборудование в цехе, благодаря квалифицированным наладчикам, исправно работает уже на протяжении нескольких десятилетий - пока, к сожалению, нет средств его модернизировать. При этом здесь стерильная чистота, за чем тщательно следит санитарный контроль заводской лаборатории.
А продается квас либо из бочек, либо на розлив из кег. Последний - наиболее прогрессивный способ. А. Никитин считает, что бочки уже надобно списывать в утиль, потому что квас из кег - чище и качественнее. Да и разбавить его водой практически невозможно... Хотя "умельцы" есть везде. Так вот чтобы наверняка - покупать квас лучше в фирменных точках ОАО "Кампиво". В этом случае напитки уходят непосредственно с завода-изготовителя, поэтому цельность тары гарантируется. Единственное, что требуется от мелкооптовых покупателей (а их у предприятия около 380!), - сохранять температурный режим. К тому же в кегах удобнее квас покупать оптом (ежедневный объем произведенного кваса умещается в 300-400 кегах!).
В цехе по производству кваса разливается и минеральная малкинская вода. Сейчас ее сортируют в пластиковую пэт-тару, при этом вкус напитка полностью сохраняется. Минералку добывают из скважины, привозят на завод, озонируют, а для осадки минеральных солей используется метод отстоя воды. Так же, как и квас, малкинская ОАО "Кампиво" не содержит химических добавок.
"Пейте от души наш квас и минеральную воду, на здоровье! - говорят сотрудницы квасного цеха. - Вкусные напитки обязательно прибавят вам сил!"
Про пенное, на вкус необыкновенное...
Гордость Камчатки - пиво. Это отмечают и жители края, и многочисленные гости полуострова, среди которых немало известных личностей. И даже принц Монако Альбер, в свое время посетивший полуостров с неофициальным визитом, рассказывал, что больше всего ему понравились медведи и камчатское пиво...
Этот напиток, по словам производителей, обогащает организм полезными веществами, но, как убежден А. Никитин, употреблять его нужно в разумных пределах, ибо, как известно, все есть яд и все есть лекарство...
Пиво варится в пивоваренном цехе под чутким руководством Ирины Грибановой. Для его приготовления используется высококачественный солод из ячменя, который специально привозится из Новосибирской, Орловской, Пензенской областей, а также из Европы и Канады.
Солод предварительно проходит через дробилку и подается в котлы, где выдерживается при определенной температуре. Солодовые ферменты начинают вырабатывать активные вещества. В результате получается пивное сусло. Оно фильтруется и запускается в десятитонный котел. (10 тонн получается за одну варку, а всего ежедневно делается 6 варок). Затем в котел добавляется хмель, вся масса определенное время кипятится и потом охлаждается.
Готовое сусло попадает в бродильное отделение. Там в него добавляют дрожжи, таким образом получается "молодое" пиво. Кстати, теплоэнергия и углекислота, которые здесь вырабатываются, тоже идут в дело. Углекислый газ поставляется на различные предприятия.
После этого напиток поступает в отделение дображивания. Пиво выдерживается, донасыщается, приобретает вкус и аромат. Время "простоя" - от 11 до 90 суток, в зависимости от сорта. По истечении срока пиво передается в форфасное отделение, пропускается через охладитель, сепаратор, освобождается от остаточных дрожжей, приобретая товарный вид. Затем разливается по кегам и бутылкам, укупоривается. Бракераж отбраковывает некачественные бутылки. На оставшиеся клеятся три фирменные этикетки, после чего пиво расфасовывается в целлофановые "тюки" и отправляется в торговую сеть. Вот и вся премудрость.
- Понятно, что не всегда есть возможность покупать разливное пиво,- говорит А. Никитин, - поэтому, идя навстречу потребителям, мы за последние годы с помощью внедрения новых технологий и оборудования существенно повысили качество бутылочного пива. Внедрили карбонизацию пива, вследствие чего увеличился срок реализации напитка - с 7 до 14 дней. Пиво в бутылках стало намного насыщеннее и ярче по вкусу. У него более стойкая пена. Это, кстати, показатель качества, потому что плохое пиво пениться не может.
Оборудование в пивных цехах по большей части современное, автоматизированное. Однако во многом качество пива зависит от квалификации и опыта мастеров-пивоваров. Техника просто помогает им соблюдать технологический процесс. Директор ОАО "Кампиво" уверен, что рабочие инструменты хорошего пивовара - это термометр и хронометр. "Это - как варенье у хозяек, - считает А. Никитин, - у одной оно получается красивое, ягодка к ягодке, а у другой - коричневое, так что и ягоды не отличишь...".
У техники есть только один "минус" - она иногда выходит из строя. Но предприятие предусмотрительно приобретает дублирующее оборудование, поэтому производство не останавливается ни на минуту.
Подарок детям - "Кактус-парк"
- Денег, конечно, хронически не хватает, - говорит А. Никитин, - но движение вперед для нас очевидно, пусть и не семимильными шагами. А теперь мы стали осваивать еще одну сферу деятельности - торговлю. Наше детище - торговый центр "Александрия" - открылся 25 декабря прошлого года, с тех пор здесь бывают сотни посетителей, особенно в "Кактус-парке", куда съезжаются девчонки и мальчишки со всего города...
Первый этаж торгового центра полностью оборудован под супермаркет, где можно купить все - начиная от продуктов питания и заканчивая средствами для мытья посуды. Цены приемлемые, ассортимент - в изобилии. Так что, отпуская детей развлекаться на верхний этаж, родители могут побродить по торговым рядам и купить все что нужно.
"Кактус-парк" располагается на втором этаже. Здесь же - несколько банкетных комнат. К примеру, если у вашего ребенка день рождения, в банкетной комнате для него и его друзей будет организована "сладкоежка", а потом дети могут отправиться в настоящий мир приключений. Весь второй этаж "Александрии" заполнен игровыми аттракционами, автоматами. Здесь есть настоящий лабиринт, боулинг, автогонки "Формула 1", тренажеры, квадроциклы... Все дети находятся под присмотром опытных сотрудников, поэтому родители могут быть спокойны.
Отметим также, что в торговом центре "Александрия" работает кафе, где можно пообедать или поужинать в любой день. Причем очень недорого. Акцент сделан на русскую и европейскую кухню. "Александрия" ждет своих посетителей в любой день недели. Приятного вам времяпрепровождения!
Мастера на все руки
Пивных дел мастеров на заводе много, и рассказывали мы о них на страницах нашего еженедельника не раз. Сегодня почетное право продолжить список лучших получили:
Надежда Чельгеновна СЫСКО - бродильщица пивного цеха, очень ответственный, миролюбивый человек, душа коллектива - как отзываются о ней коллеги;
Галина Ивановна ТЕРПЕЛЕЦ - работает в "сердце" завода - на варке. "На нее в любую минуту можно положиться" - так говорят о мастере с 11-летним стажем ее коллеги;
Людмила Алексеевна АКИМЕНКО - трудится в ОАО "Капиво" уже 32 года, старожил пивоваренного дела. Приехала на Камчатку молодым специалистом после окончания Воронежского пищевого института. Начинала варщицей, много лет проработала мастером цеха. Это очень грамотный работник;
Михаил Михайлович СКВОРЦОВ на предприятии уже 31 год. Работает слесарем. Очень ответственный, добросовестный работник, с высоким профессиональным мастерством обслуживает автоматические линии розлива;
Надежда Петровна БАРАНОВА трудится на заводе уже 23 года бродильщицей. "Старой гвардии боец", Н. Баранова выполняет работы любой сложности, всегда охотно делится опытом и знаниями с молодыми специалистами.
ДОСЬЕ
А. Никитин - ветеран пищевой промышленности Камчатки. Приехал на полуостров в 1972 году, работал на пищекомбинате. В ОАО "Кампиво" - с 1981 года.
СПРАВКА
Сорта пива, которые выпускает ОАО "Кампиво":
- "Камчатское N 1"
- "Камчатское"
- "Камчатское юбилейное"
- "Золотой якорь"
- "За тех, кто в море"
- "Сероглазка"
- "Витус"
- "Александр"
- "Три Брата"
ЦИФРЫ
ОАО "Кампиво" - крупнейший налогоплательщик на полуострове. По итогам 2009 года в режиме безостановочного производства завод выпустил более 15 млн литров пива, кваса и других безалкогольных напитков. В два с лишним раза больше, чем в предыдущие годы. С конца 90-х годов прошлого столетия налоговые отчисления в местный бюджет на предприятии увеличились более чем в пять раз - с 30 млн до 162 млн рублей в 2009 году.