20 июня ОАО «Камчатское пиво» исполнилось 65 лет. Но даже в праздник здесь шумела работа – производство на заводе шло своим чередом, как в самый обычный день.
генеральный директор Александр НИКИТИН |
– Датой своего рождения мы считаем 20 июня 1947 года, – говорит генеральный директор Александр НИКИТИН. – Именно тогда управлением пищевой промышленности Хабаровского края было принято решение о преобразовании камчатской пекарни в пищекомбинат. В то время он располагался на КП и производил горчицу, лимонад, квас, пиво в дубовых бочках. Позже были открыты ещё два хлебозавода, винзавод, кондитерская фабрика – всего в управлении пищевой промышленности работало 16 предприятий. Сегодня из них сохранились только два – пищекомбинат и мы.
- Что же вам помогло удержаться на плаву?
- От могучего Советского Союза в наследство нам достался завод, ещё работающий, но с оборудованием, которое было очень и очень изношено. Государство махнуло на нас рукой, и реконструкцию мы делали своими силами. Даже, несмотря на грабительские налоги, за последние 20 лет мы смогли заменить основное оборудование и удвоить мощности завода. Причём без остановки производства!
Раньше у нас не было своего транспорта, а теперь мы имеем более пятидесяти единиц автотранспорта. Не было своей торговли – сегодня торговые точки есть, наиболее известные из них – ТЦ «Александрия» и «БАМ». Не было котельной, а сегодня у нас первая паровая котельная на Камчатке. Даже собственная дизельная электростанция имеется. Единственное, чего у нас нет, это – нефтяной скважины под ногами: солярку приходится покупать. Инженерное обеспечение мы довели до совершенства, и вот уже 15 лет холода и пара у нас столько, сколько необходимо. Но главное, что нам удалось сделать, – это создать коллектив профессионалов. Ведь всё хорошее, как и плохое, на земле делают люди.
…На Камчатку Александр Никитин приехал по распределению после вуза в 1972 году из Астраханской области. 8 лет отработал на пищекомбинате – в основном начальником консервного цеха, затем «в порядке укрепления кадров» его направили на пивоваренный завод главным инженером. Было это 31 год назад. За многие лета далёкий и холодный полуостров стал для него родным.
- А ведь когда-то среди нас был популярен шуточный тост: «Спасибо батюшке царю!» – «Почему царю?» – «Да потому, что Аляску продал, а то бы ещё дальше загнали», – улыбаясь, поясняет Александр Алексеевич.
Губит людей не пиво
- Александр Алексеевич, говорят, пиво нынче – продукт не модный. Мол, способствует алкоголизму среди молодого поколения…
- Но при чём тут пиво? Ещё древние шумеры готовили ячменный напиток. И не зря его во все времена называли жидким хлебом – это обычный продукт питания. Когда-то по ГОСТу пиво называли «слабоалкогольным напитком, хорошо утоляющим жажду». А у каждого завода на проходной стоял пивной ларёк, и после работы любой слесарь и плотник могли насладиться этим напитком.
Продукция предприятия отмечена многими наградами... |
Пиво не виновато, виноваты торговцы, которые продают его детям. Наказывать надо их. Я предлагал нашим властям провести акцию, как в Ульяновской области. Там всего на один день у каждого киоска поставили пост милиции, ловили за руку продавца, который отпускал несовершеннолетним алкоголь, а затем автокраном убирали неблагополучный ларёк. Вот бы на Камчатке устроить такую показательную порку!
В разумных количествах пиво не только безвредно, но и полезно. В нём сокрыт целый комплекс витаминов группы B. Особенно это важно для камчатцев, ведь все фрукты и овощи, которые к нам везут, срывают ещё зелёными, и они не успевают взять из земли всё, что им положено. Мы производим только натуральное, живое пиво, без добавок, и срок хранения поэтому у него небольшой. Настоящее пиво боится света и тепла. А то, что стоит на прилавках целый год, – это не пиво.
Контроль на линии
После разговора с генеральным директором главный технолог Евгений БОГАТЫРЁВ провёл меня по святая святых пивоварни – цехам, где рождается пенный напиток.
Солодовое, варочное, дрожжевое, бродильное, лагерное отделения и цех розлива. Куда бы ни заходили – нас сопровождал ароматный, насыщенный запах пива. В солодовом я впервые попробовала пророщенный ячмень. Для каждой марки пива – свой купаж солода. Для светлого пива используют купажи датского, воронежского и алтайского солода.
Для производства тёмных и полутёмных сортов, таких как «Сероглазка» и «Золотой якорь», используется, помимо светлого солода, чешский карамельный и немецкий жженый, по вкусу он напоминает пережаренные семечки.
…В варочном отделении Евгений Константинович предложил мне попробовать сусло. Признаюсь, поначалу я с настороженностью отнеслась к этой идее. И оказалось – зря. Горячее, ещё без добавления хмеля, оно напоминает компот. Сладкое, хотя и без сахара. Дрожжи выращивают в дрожжевом отделении. Вся вода, которую используют при изготовлении пива, проходит стерилизацию. Затем сусло бродит. Процесс холодного брожения занимает несколько дней: 6-7 нужно для «Камчатского № 1» и «Золотого якоря», а вот для «Сероглазки» уже побольше – около 8-9 дней. Два раза в сутки мастера замеряют температуру и плотность. Затем молодое пиво перекачивается в отделение дображивания. Температура в этом помещении всегда одна – не выше 2 градусов. Срок дображивания зависит от сорта пива: 11 дней «Камчатское № 1» и «Золотой якорь», «Камчатское премиальное» – порядка 25 дней, «Сероглазка» здесь хранится около 30 дней.
Заводской конвейер. |
Если во всех цехах процесс изготовления пива не виден глазу, то в цехе розлива можно воочию разглядеть заключительную стадию. Одна за другой из пластмассовых пробирок выдуваются бутылки, затем они наполняются пивом и закрываются пробкой. А специальная машина уже клеит фирменную этикетку.
- Как вы видите, весь процесс производства закрытый. Повсюду установлены камеры, все ёмкости закрыты вплоть до розлива. Доступ в цеха ограничен, человеческий фактор исключён – даже процесс мойки кег и налива идёт в автоматическом режиме. На входе в каждое помещение – специальные дезинфицирующие обувь коврики, двери на электронных замках, – подводит итог интереснейшей экскурсии главный технолог.
«Да, сюда не то, что мышь не проскочит, муха не пролетит», – подумала я. Кстати, с недавних пор в этом может убедиться каждый…
9 июня в День пивовара на заводе прошёл день открытых дверей для всех желающих. Запись на участие проводилась на сайте предприятия. Почувствовать себя хоть на каплю пивоварами изъявили желание более 70 земляков.
Приходили как семьями, так и рабочими коллективами. Поговаривают, были даже «шпионы» из других пивоварен…
Подобные экскурсии пивоваренный завод планирует сделать регулярными. И это не единственная хорошая новость. Недавно в торговом центре «Александрия» появилась новинка – мобильный форфас! Это пивной танк объёмом 500 литров с автономной системой охлаждения, который дополняет технологию производства и позволяет донести до покупателя свежее заводское пиво!
Теперь камчатцы могут покупать самое свежее и вкусное камчатское пиво непосредственно с завода.
КСТАТИ
Сегодня «Кампиво» выпускает 9 сортов хмельного напитка. Среди них самые популярные – «Камчатское № 1» и «Золотой якорь». А есть и эксклюзивные сорта, например «За тех, кто в море». Его выпускают каждый год специально ко Дню рыбака и Дню Военно-Морского Флота…
Ассортимент выпускаемой безалкогольной продукции также немал.
Это знакомые и любимые с детства газировки: «Буратино», «Дюшес», «Крем-Сода» и другие. А не давно на камчатских прилавках появился напиток среднегазированный для детей «Кактус» с тремя вкусами: виноград, апельсин и яблоко. Этот напиток только на сахаре, с добавлением натурального сока, природного красителя и полезного яблочного пектина. При регулярном использовании пектина в пищу можно не бояться накопления вредных веществ в организме.
СПРАВКА
Форфас в ТЦ «Александрия». |
Промышленный розлив минеральной воды ведётся предприятием с 1968 года с разведанного гидрогеологами Малкинского месторождения. Начали с выпуска «Малкинской № 1», а с 2005 года освоена и внедрена в производство «Камчатская № 1» с применением новейшей технологии озонирования.
Квас «Хлебный», нефильтрованный и неосветлённый, выпускается предприятием с 1974 года.
Если раньше его выпускали только летом, то теперь камчатцы могут купить его в течение всего года.
Продукция ОАО «Камчатское пиво» отмечена более чем 45-ю дипломами и медалями краевых, всероссийских и международных профессиональных конкурсов пива, безалкогольных напитков и минеральных вод. В числе последних наград – Золотая медаль межрегионального конкурса «Лучшие товары и услуги Дальнего Востока – Гемма-2011» за качество пива «Камчатское Premium» и «Золотой якорь».
Дополнительно информацию о заводе, о людях, которые на нём работают, можно получить на сайте предприятия