Может показаться невероятным, но в древние времена считалось, что именно этот напиток улучшает аппетит, ускоряет рост, физическое развитие и укрепляет здоровье.
Когда-то им поили даже маленьких детей, а в средневековье европейские врачи применяли ячменный настой для лечения различных болезней, прописывали при истощении, заболеваниях почек и мочевого пузыря, при бронхиальной астме, бессоннице и проблемах с кожей.
Конечно, сегодня далеко не все напитки на основе хмеля и солода оказывают такое положительное влияние на организм человека. Да и умные люди в древности говаривали, что всё - лекарство и всё - яд. Разница лишь в дозе. Так что фанаты пенного напитка, при условии соблюдения умеренности, могут с чистой совестью произносить сакраментальную фразу: «Не пьём, а лечимся!»
В конце первого месяца лета, который как по заказу выдался очень солнечным, наш корреспондент побывал в цехах главного производителя натуральных напитков на полуострове - ОАО «Кампиво». Уже почти семьдесят лет сотрудники этого завода радуют камчатцев по-настоящему живой продукцией.
Дух полуострова
Сегодня, когда весь мир переживает серьёзный финансовый кризис, крупнейшее предприятие полуострова стойко и с гордо поднятой головой держит марку производителя качественных напитков. И это заслуга 185 человек – сотрудников завода, которые ежедневно изготавливают для камчатцев и гостей полуострова действительно полезный продукт:
- «Кампиво» - не просто коммерческое предприятие, это дух и даже вкус нашего края, - говорит генеральный директор Александр Никитин. – И мы ежегодно играем весьма заметную роль в экономике полуострова, принося ощутимую долю налогов в бюджеты различных уровней. Считайте сами: только в прошлом году предприятие заплатило 467 миллионов рублей в виде налогов. Но при этом я часто сегодня вспоминаю поучительную сказку Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил». «Мужики» сегодня на износ работают, а «генералов» всех чинов и званий с каждым годом всё больше и больше. Кто же все эти рты прокормить сможет?
- В чём проблема?
- В августе исполнится ровно пять лет с того момента, как я возглавил некоммерческую организацию «Пищевик Камчатки». И сегодня, пока неофициально, но уже точно - сложил свои полномочия. Надоело лбом в закрытую дверь стучать. Уже не первый год бьюсь – пытаюсь воплотить в жизнь свою давнюю идею: построить на территории Петропавловска сеть небольших кафе эконом-класса, т.е. среднего ценового диапазона. В них днём можно было бы обедать, вечером – посидеть и насладиться свежими напитками почти что с линии розлива. И у нас ведь даже два решения губернатора края есть - о выделении земельных участков под застройку… А вот понимания со стороны других чиновников - нет. За четыре последних года ни одного земельного участка под застройку мы не получили. Мы готовы соблюдать закон, в котором сказано, что продавать определённые напитки можно только в местах капитального строения, то есть с фундаментом и с системой канализации. И это были бы не забегаловки, а уютные и недорогие кафе, которые так необходимы камчатцам. Но пока люди в кожаных креслах слепы и немы к моим доводам.
И неясно почему - наши напитки жители края пьют с удовольствием, везут друзьям на материк, угощают приезжих гостей. А у нас на полуострове до сих пор нет собственных питейных заведений нашего завода, где можно было бы приятно посидеть под футбольный матч или боксёрский поединок у телевизора. Чего греха таить - цена на пенный напиток для представителей среднего класса играет далеко не последнюю роль, а не в наших торговых точках наценка на продукцию завода составляет 30%. Мириться с этим я не намерен, но непробиваемость местных чиновников убивает. Хотя, справедливости ради стоит отметить, что всё-таки от арендных платежей в КВЦ местных производителей освободили. Но это - капля в море, если говорить о господдержке среднего бизнеса.
Живая работа
- Раз уж вы заговорили о ценах - чего дальше ждать любителям продукции вашего завода?
- Знаю прекрасно, что с деньгами сегодня у людей не очень. Поэтому-то мы и стараемся сдерживать цену на нашу продукцию, как можем. И это несмотря на то, что абсолютно за всё платит конечный потребитель. Только за последние годы акцизы на то же пиво поднимали неоднократно, а по сравнению с прежними временами, они увеличились уже в 14 раз! Так же, например, анализ воды в государственном учреждении стоит 150 тысяч рублей, и это тоже закладывается в стоимость уже готовых напитков. Но экономить на сырье и оборудовании не будем, потому что заработанная десятилетиями добрая репутация дороже. Пока стараемся делать всё возможное, чтобы наша продукция была по карману жителям и гостям полуострова.
- И всё же стоит справедливо заметить, что цена у некоторых других производителей чуть ниже…
- Это в первую очередь зависит от технологии производства. На многих российских и зарубежных заводах используются ускоренные технологии производства. При этом сырьё, к сожалению, выбирают не всегда качественное. Например, вместо солода непророщенный ячмень, который значительно дешевле, но в нём нет в достаточном количестве естественных ферментов. Выход один – добавлять искусственные. Так получается не живой солодовый напиток, а какая-то вода со вкусом хмеля. То есть, не настоящее. А теперь посмотрите на состав нашей продукции: нет ничего лишнего. Конечно, было бы идеально самим выращивать ячмень, делая из него солод, но в наших климатических условиях капризный ячмень не вызревает, поэтому приходится покупать готовый солод.
Я могу гордиться: к очередному дню рождения завода мы подходим с хорошими показателями. Когда я возглавил предприятие, то оно больше походило на груду металлолома. Но мы пережили трудные моменты: и перестройку, и экономические кризисы. И сегодня набираем обороты, закупаем оборудование и реализуем всё больше и больше продукции. В прошлом году, к примеру, нового оборудования закупили на миллион евро, уже производим на нём пенный напиток с увеличенным сроком хранения. И не за счёт добавления «химии», а из-за замены старого оборудования на передовое новое.
Вкус из холодильника
Впрочем, о технологии производства знаменитых напитков этого предприятия лучше спрашивать у главного технолога Евгения Богатырёва. Поймать его в кабинете почти невозможно – Евгений Константинович всё время проводит в цехах завода. Причём, в белом халате и шапочке - только в таком виде можно переступать порог производственных помещений. И результат такого добросовестного отношения к своей работе главного технолога и его коллег налицо: ежегодно продукция крупнейшего пищевого предприятия Камчатки занимает на профессиональных конкурсах призовые места и получает самые высокие награды.
- Иногда слышу, что мы при варке слабоалкогольного пенного напитка якобы используем китайский солод, - говорит Евгений Богатырёв. – Но так могут говорить только люди, далекие от производства. Мы закупаем несколько сортов солода, каждый – для своего сорта продукции. Сотрудничество ведётся как с российскими производителями: компаниями «Русский солод» и «Белгорсолод», так и за зарубежными партнёрами из Германии и Чехии.
Рождение любимого многими пенного напитка начинается в варочном отделении заводского цеха. Солод проходит предварительно подготовку и подаётся в котлы, где выдерживается при определённой температуре. В таких условиях солодовые ферменты начинают вырабатывать активные вещества. Затем затор фильтруют, в результате чего получается пивное сусло. Полученное сусло направляют в огромный котёл, где оно «приправляется» хмелем, и положенное время кипятится.
Следующий пункт назначения – бродильное отделение. Здесь в смесь добавляются дрожжи, кстати, наши очень хорошие помощники. Благодаря их работе в пиве появляется алкоголь и углекислота. Через некоторое время напиток перекачивают в лагерное отделение, в котором круглый год температура держится не выше одного градуса. Здесь продукт выдерживается от 11 до 90 суток - в зависимости от сорта. Именно в этот период происходит формирование вкуса и аромата готового напитка. А далее – фильтрация, за тем цех розлива и транспортировка в торговые точки. Процесс отлажен до мелочей. А всё производство организовано в стерильной чистоте при определённых температурах с соблюдением всех санитарных требований. И всё же, какими умными не были бы машины, ценность напитка во многом обусловлена умением мастеров-пивоваров. Зарубежное оборудование лишь помогает операторам чётко соблюдать технологический процесс, но без добросовестного отношения мастера к своей работе вкусного напитка не получится.
Объединяя поколения
Главный инженер завода Андрей Крылов вторит коллеге: продукция завода отвечает всем государственным стандартам.
- В прошлом году в работу пущено новое голландское фильтрационное оборудование, которое позволяет уже сегодня, на стадии отладки, увеличить срок хранения нашего фирменного напитка с двух недель до одного месяца без ущерба вкусу и качеству,- рассказывает Андрей Александрович. – Кстати, специалисты из Голландии приезжали на полуостров и специально для нашего завода пересматривали программное обеспечение – зарубежные коллеги просто не рассчитывали, что у нас такая широкая линейка выпускаемой продукции. Таких мощных высокотехнологичных установок в России всего четыре, и это предмет нашей особой гордости.
- А когда, кстати, жители края смогут купить стеклянную бутылочку «Камчатского № 1»?
- Уже осенью, и не только под номером один. Мы заключили контракт на переоборудование линии розлива, поэтому осенью этого года на прилавках камчатских магазинов появится пенная продукция в пол-литровых бутылках из тёмного стекла. Это пожелание самих камчатцев, и мы к ним чутко прислушиваемся. Хотя лично я считаю, что ПЭТ-бутылка с нашими сроками реализации на данный момент, более функциональна, и на таких небольших сроках реализации не стоит её бояться. Но всё равно в конечном итоге последнее слово остаётся за земляками.
- Расширение и без того ёмкой линейки продукции планируется?
- Если говорить о пенном напитке, то пока нет – будем продолжать реализовывать полюбившиеся сорта. Единственное, совсем скоро на прилавках появится традиционный и праздничный «За тех, кто в море». Варку этого крепкого сорта мы ежегодно приурочиваем ко Дням рыбака и ВМФ. А вот линейку безалкогольной продукции в этом году мы расширили: теперь в магазинах можно купить новую столовую воду «Питьевая» от нашего завода.
- Такую же полезную, как и «Малкинская»?
- Конечно! Только добывается она из не менее известного для жителей нашего города источника Кабан – ручей. Вода, естественно, фильтруется, очищается и озонируется – дополнительно насыщается кислородом. Кстати, озон в природе вырабатывается во время грозы, схожие процессы происходят и в озонирующей установке завода. Это позволяет обеспечить микробиологическую чистоту воды в течение длительного срока хранения. Такую воду без боязни можно давать и совсем маленьким детям.
- Ну, для маленьких камчатцев у вас уже давно припасены свои вкусности…
- Да, и можно с уверенностью сказать, что наш завод объединяет поколения. Со сладкими безалкогольными напитками у каждого из нас тоже связано немало приятных воспоминаний, ведь вкус лимонада – это вкус детства. Наши напитки «Колокольчик», «Буратино», «Прикольный», «Экстра Ситро» - на сахаре, а «Русский», «Махито лимон-лайм», «Тархун», и все полюбившиеся маленьким жителям полуострова напитки серии «Кактус» - на натуральном сырье.
Ну а для тех, кто не любит сладкие напитки, мы готовим вкусный и полезный квас. Кстати, наш завод - единственное предприятие на полуострове, которое производит этот хлебный напиток в промышленных объемах. А вкус нашего кваса знаком многим – рецептура приготовления не меняется уже долгое время. Мы используем только натуральное сырьё: квасное сусло, сахар, дрожжи. А уж о пользе говорить можно долго: этот напиток не только отлично утоляет жажду, но и улучшает обмен веществ, регулирует деятельность желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, снимает усталость и многое другое.
Покупайте у своих
Как сделать так, чтобы продукции старейшего камчатского пищевого предприятия хватило всем, точно знает начальник отдела сбыта Александр Сёмкин.
- Наши напитки можно купить почти в любом магазине полуострова. Кроме того, сейчас работают 15 собственных торговых точек предприятия, которые объединяются под одним торговым названием «Гамбринус», что в переводе означает - бог пива. В ближайших планах – открытие ещё двух, - рассказывает Александр Дмитриевич. – И я настоятельно советую по возможности приобретать нашу продукцию именно в фирменных торговых точках завода. Тогда вкус и качество напитков точно не разочаруют!
- Почему? Неужели в «чужих» магазинах хуже?
- Потому что и вкус напитка напрямую зависит от чистоты и исправности оборудования, с помощью которого продукт реализуется на разлив. Мы даже эксперимент проводили: наливали в бутылки квас из одной и той же кеги с помощью своего оборудования и из стационарного оборудования небольшого магазинчика под домом… Разница колоссальная! Кроме того, напитки в кегах до момента реализации должны храниться в специально оборудованном тёмном прохладном помещении, в противном случае в ёмкости начинается ненужный процесс брожения. В наших торговых точках такие комнаты есть, и за качество продукции мы ручаемся. А в других магазинах… Их все ведь не объездишь.
- Продукцию вашего завода уже вовсю пробуют жители соседнего Приморского края. Какие отзывы - им нравится?
- Думаю да, потому что покупательский спрос за пределами полуострова растёт. Конечно, транспортная логистика в конечном итоге влияет на цену, но за качественный и вкусный продукт потребитель готов платить.
Людмила Швецова