"Хорошо вам - дача есть..." - те, кто угощает своих коллег и знакомых выращенным урожаем, часто слышат подобные фразы.
Люди, далекие от дел огородных, считают, что дача - это сплошь свежий воздух, отсутствие соседей над головой, отдых под теплыми лучами солнца и ничем и никем не ограниченная свобода. Бывалым садоводам, особенно весной, так явно не кажется. Ведь до наступления лета надо перекопать все грядки, купить и привезти навоз, накрыть теплицу, посадить десятки растений, убрать на улице нападавшие за осень листья. В эти дни дорога каждая минута. И хорошо, если есть свой автомобиль, на котором в любое удобное время можно добраться до загородного участка. А вот когда его нет...
Корреспондент "АиФ-Камчатка" в один из будних дней проехался на самом дачном автобусе - 106-го маршрута - в СОТ "Кречет" и обратно.
Сидя - не стоя
Иду на автостанцию на КП. "Не подскажете, 106-й откуда отходит?" - задаю вопрос какой-то бабушке. "Да вот отсюда и отходит", - отвечает бабуля. Тут понимаю, что вопрос был лишним. Вокруг меня два десятка явных дачников - кто с объемными рюкзаками, кто с кучей пакетов, все одеты в старенькую одежду. Эта группа заметно отличается от остальных людей, стоящих поодаль и ждущих городские автобусы.
За несколько минут до назначенного времени 106-й подъезжает к остановке. Граждане напрягаются и пытаются угадать, где именно он остановится, все хотят зайти раньше остальных и занять сидячее место. На этот раз почти всем удается сесть. "Ох, а вот летом так легко место занять не удастся", - вздыхает дачница Людмила Сергеевна. В летние месяцы возле этого самого автобуса разворачиваются настоящие бои. С трудом передвигающиеся в "обычной" жизни на больных ногах пенсионеры в прямом смысле штурмуют дачные автобусы, отпихивая друг друга от входной двери.
Больше половины пассажиров показывают кондуктору проездные, остальные достают кошельки. Стоимость билета до конечной остановки - 35 рублей (для сравнения, микроавтобусы уже в прошлом году стоили 60 - 70 рублей). На "Новом рынке" народу значительно прибавляется, но ни один из пассажиров даже не порывается уступить место вошедшим, среди которых немало совсем уж дряхлых стариков, которым тяжело стоять.
В основном на дачных автобусах ездит самая малоимущая часть населения - пенсионеры. Люди среднего возраста и молодежь стараются использовать для поездки на дачу (при отсутствии личного автомобиля) микроавтобусы - пусть в два раза дороже, зато быстрее и комфортнее.
Разговоров в автобусе почти не слышно. Долгую дорогу скрашивает радио. Две пассажирки пытаются выяснить, во сколько отходит последний рейс от "Кречета". Чуть ли не половина автобуса охотно протягивает переписанное расписание. Конечная. Народ разбредается по тропам, ведущим к их СОТам. В запасе у них - всего несколько часов, чтобы разобраться с дачными делами и вернуться на остановку. Последний автобус отходит от "Кречета" по будням в 18.50.
На другой стороне дороги уже стоят дачники. Большинство из них приехали на дачу утром.
"Я пока стараюсь не ночевать на даче, - никто из соседей здесь не живет, воду еще не дали, и по ночам здесь страшновато, - рассказывает на остановке дачница Людмила Кабанова. - Но вот вчера заработалась на даче и опоздала на последний автобус, пришлось остаться".
Без соседей не обойтись
На обратном пути домой дачники более оживленные и разговорчивые. Тут и там обсуждаются посадки, выполненные за день дела... "У меня уже редиска подросла, а еще кресс-салат, - хвастается моя соседка по заднему сиденью. - Вот, детям в город везу". Другая женщина жалуется, как тяжело иметь дачу без машины. "Рассаду-то мы с мужем выращиваем дома, на балконе, а чтобы ее привезти на дачу, приходится просить соседей, - говорит Вероника Павловна. - Машина у них небольшая, и пока всю свою рассаду не привезут на дачу, за нашу не берутся. А к тому времени она в горшочках уже вытягивается сильно, иногда при перевозке в машине из-за этого даже ломается".
Через несколько остановок все сидячие места в автобусе заняты. На очередной короткой стоянке готовятся зайти еще с десяток пассажиров. "О, есть место сзади, - обрадовано говорит вновь прибывшая пенсионерка и стремительно продвигается назад, хотя сидеть здесь негде. Но... находчивая дачница достает из кармана тканевый мешок, кладет его на выступ перед задним сиденьем, прямо перед ногами сидящих пассажиров, и спокойно садится. Ее примеру следуют еще несколько человек. В полуметре от них присаживается другая землячка - на сей раз на выступ колеса.
Кондуктор говорит, что это вполне привычная для камчатских дачных автобусов картина. "Летом здесь и не то увидите - и на ведрах люди сидят, и даже скамейки с собой заносят. Ехать долго, сидеть хотят все, а сидячих мест очень и очень мало. Но это еще полбеды, когда мы проезжаем по гравийной дороге, всегда в автобус набивается пыль, дышать становится нечем, не помогает даже сквозняк", - рассказывает женщина-кондуктор, которая за день четырежды проделывает путь до СОТов и обратно.
Каждый раз ей приходится проделывать одни и те же действия - при движении по гравийке открывать нараспашку все окна и люки, а проехав этот участок, тут же закрывать окна, чтобы безболезненно миновать стихийные свалки, которые с каждым годом, "благодаря" усилиям дачников, разрастаются все больше. А запах от них еще долго преследует проезжающих мимо людей...
КСТАТИ
Пыталась увидеть хоть один микрик, следующий на дачу. "Можете даже не высматривать, не сезон еще, в выходные несколько микроавтобусов выходят на линию, в будни же пока почти никто не ездит. А вот через пару недель здесь просто столпотворение дачных микроавтобусов будет", - объяснил мне водитель 104-й маршрутки.