Примерное время чтения: 7 минут
115

Куда расти Петропавловску?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43 22/10/2008

На прошлой неделе в мэрии Петропавловска прошли общественные слушания по проблеме архитектурного обустройства краевого центра.

Представляли генеральный план специалисты Санкт-Петербургского института урбанистики, которые работали над проектом в течение трех лет и уже дважды выносили свои предложения на суд общественности. После этого генплан перерабатывался с учетом пожеланий руководства города, представителей различных организаций и бизнесменов. И на этот раз не обошлось без горячих споров.

Подробный план развития Петропавловска был вынесен на всеобщее обозрение в виде цветных районированных карт. Как объяснила главный докладчик - она же главный архитектор проекта Валентина Григорьева, основная цель, которую преследуют городские "конструкторы", - как можно полнее представить сведения по каждому району и улице, чтобы досконально проработать все детали и вдохнуть в краевой центр новую жизнь.

Валентина Сергеевна сообщила о том, что Институт урбанистики осуществляет проектирование городов, а Камчаткой его сотрудники вплотную занимаются начиная аж с середины прошлого века. "Мы разрабатывали генплан в 60-х годах, потом в 80-х, - сказала В. Григорьева. - Каждый раз проект создавался под руководством одного и того же автора".

При этом Григорьева подчеркнула, что сама она нашим краем занимается впервые, но за три года работы собрано немало информации, а главное - исследован практически каждый петропавловский переулок. "За все время нашего пребывания здесь мы обследовали очень большую территорию - почти все, на чем стоит и живет краевой центр, - сообщила Григорьева. - При этом наша работа всегда проходила при участии мэрии Петропавловска и непосредственно главного архитектора города Геннадия Васильева".

Расчетный срок - 25 лет

По словам специалистов, данный генеральный план в целом разрабатывается на два периода. Это комплексная работа - экономическая и территориальная, направленная на то, чтобы правильно использовать землю по ее функциональному назначению. На начальном этапе знакомство с городом предполагало определение направлений развития всех функций - жилой, производственной, инженерной инфраструктуры, портовой части города, его рекреационной части. В это время как раз и были выделены две очереди строительства и реконструкции объектов с разбивкой на 10 и на 25 лет соответственно. "20 - 25 лет - это расчетный срок, в течение которого мы должны понять, как будут дальше развиваться городские зоны, - сказала Григорьева. - Так что наша работа - это в первую очередь планирование и обоснованный анализ".

Еще одной особенностью проекта является то, что он впервые делается в постсоветский период. Предыдущие планы создавались на основании данных вышестоящего ведомства - Госплана, которое само "знало", что лучше построить в Петропавловске, где и как размещать предприятия. Одним словом, транспорт, отдых, жилое и промышленное строительство - все было на уровне министерств. Существовали специальные директивы, которые нужно было выполнять. "Сейчас подобные директивы также существуют, - говорит архитектор, - однако это, скорее, пожелания для нас, которые складываются в конкретные направления деятельности. Например, в Петропавловске, в первую очередь, должны развиваться рыбная отрасль, энергетика и туризм".

Проект идет на север

Так где развернется стройка? Этот вопрос неоднократно прозвучал на слушаниях. Мнения и проекты показывают, что в основном будет задействована северная часть краевого центра. Тем не менее в порядке первой очереди в ближайшие 7 - 10 лет все-таки будет вестись не строительство с нулевого цикла, а именно реконструкция.

"Конечно, в нашем плане имеются принципиальные отличия от планов прошлых лет, - по той простой причине, что за короткое время ситуация в Петропавловске поменялась радикально. Например, разрослась усадебная застройка, чего гости из Северной столицы, по их словам, никак не ожидали. Когда план начинали делать, было очевидное мнение, что город должен быть только каменным, со своей спецификой, которая выражается в наличии многочисленных сопок. Кроме этого, в последнее время стал очень востребован частный сектор.

Многочисленные вопросы вызвала транспортная составляющая. Например, проектировщики предлагают сделать несколько дорог, параллельных основным. В частности, в городе планируется провести транспортную линию вдоль Авачинской бухты. Причем архитекторы отметили, что при определении транспортных узлов они учитывали ограничения в виде климатических особенностей той или иной местности, а также расположение жилых, промышленных и других секторов. "Вообще, в основе нашего плана лежит уже существующий город, - сказала Валентина Григорьева, - мы хотим лишь чуть-чуть добавить в него развития".

Глобальные заморочки

Как уже было сказано выше, план не предусматривает сиюминутного исполнения. Все будет делаться на протяжении двух десятков лет. За это время Петропавловск предполагается расширить на север. Добраться таким образом и до Елизовского района. "Но это все в перспективе, - говорит Григорьева, - пока что наша задача - до 2030 года комфортно разместить в Петропавловске 250 тысяч населения, принимая во внимание мощное развитие морского рыбного и торгового портов и туристских зон вместе с гостиницами".

Отдельной темой прозвучало наличие в городе спортивных, культурных сооружений, предприятий здравоохранения и других социальных учреждений. Причем мэр Петропавловска Владислав Скворцов, который принимает участие на всех заседаниях, подверг критике некоторые пункты плана, не согласившись с тем, что подобные организации звучат в плане как бы вскользь. "Город, конечно, нужно развивать, - сказал Скворцов, - но в нем жить нам, а не проектировщикам из Санкт-Петербурга, поэтому от архитекторов не должна ускользать ни одна мелочь, которая, быть может, для самих горожан может иметь огромное значение". Мэр, по сути, раскритиковал некоторые положения проекта, сказав, что планирование сильно "заморочено" в сторону газификации и прочих глобальных идей, а то, что составляет нашу жизнь, из поля зрения специалистов по непонятным причинам уходит.

"Тяжелый" фонд: сносить или усилить?

Специалисты из Санкт-Петербурга подчеркнули, что при проектировании придерживаются российских нормативов, которые с учетом уровня обеспеченности населения достигают сегодня 20 кв. метров на человека.

Однако все чаще архитекторы стараются планировать объекты из расчета 36 и выше квадратных метров. По их мнению, просмотр территории с этой точки зрения дает людям возможность расширяться, строиться, возводить дополнительное жильё.

Проблема жилья вообще одна из самых актуальных в краевом центре. Если посмотреть на план санкт-петербургских архитекторов, то отчетливо видно, что у нас есть ветхий жилой фонд, так называемый тяжёлый фонд, который в любую минуту может развалиться сам по себе. Генплан предусматривает полный снос таких строений. Но для этого одновременно нужно искать места для расселения людей. То же относится и к домам, сейсмически не соответствующим современным параметрам. Новые жилые строения должны иметь сейсмичность не ниже 9-10 баллов. Кстати, 30% камчатских домов рассчитаны на 7 - от силы 9 баллов, поэтому они автоматически попадают в "черный список" проектировщиков. То есть такие здания также нужно будет сносить. Ну или хотя бы частично сносить, а остальное усилять.

КСТАТИ

Специалисты показали даже проект внедрения в городе железной дороги. Правда, похоже, единомышленников среди камчатцев они так и не нашли. Много претензий было относительно транспортных развязок, отсутствия приоритетного внимания на водоочистительные и энергосберегающие объекты. В общем, архитекторы, как и в прошлые разы, записали все вопросы и пожелания, сообщив, что в следующий свой приезд все претензии будут учтены, а карты города существенно переработаны.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах