15 февраля, свой личный праздник — 55-летие законного брака — отметили двое жителей Петропавловска, Александр и Ольга Швановы.
Блестящие полы
Сегодня глава семьи Александр Ерофериевич — сильный, уверенный в себе мужчина, сибиряк, бывший капитан дальнего плавания — ухаживает за женой Ольгой Николаевной, как за ребёнком: после инсульта, случившегося шесть лет назад, супруга прикована к постели.
В квартире — идеальная чистота. Полы блестят, столик у постели накрыт. Муж бережно усаживает жену, обкладывая подушками, и мы пьём чай с тортом.
– До меня было двое детей, которые умерли в землянке, где мы жили, в посёлке Чёрный Ключ, — рассказывает Александр Ерофериевич. — Я эту землянку помню до сих пор, тоже в ней родился!
Когда отец ушёл на войну, мама две похоронки на него получила — по ошибке! Все слёзы выплакала. А он вернулся в конце 45-го! Но потом заболел, и врачи посоветовали сменить климат. К тому времени нас было уже трое детей. Папа работал конюхом, а мама — дояркой на ферме. Паспортов тогда у колхозников не было, и отца не отпускали. Но мать пошла к председателю — она очень решительная была. И тот помог, съездил в район и привёз паспорта. Так мы вернулись в родной посёлок отца, вместе с дедом — его реабилитировали.
В семье нас получилось семь человек: дедушка, папа, мама, тётя Клава и нас трое детей — тяжело было. Поэтому, когда одноклассник нашёл объявление, что в Николаевске-на-Амуре идёт набор в мореходную школу, написали заявление сразу. Потому что там было полное гособеспечение. И пришёл ответ: «Приезжайте!»
Отучился год и попал по распределению в Камчатско-Чукотское пароходство, матросом. Но 18 лет мне ещё не было, а несовершеннолетним зарплату тогда не платили. И старпом предложил стать на три месяца буфетчиком. Кроме готовки надо было мыть корабельные помещения. Вот где научился полы драить!
Без колец
Как только Шванову исполнилось 18, его перевели матросом первого класса: он хорошо знал световую азбуку Морзе и «семафорил» флажками, выходя на связь с капитанского мостика с береговыми постами. Через два года Александра приняли в мореходное училище в Ростове-на-Дону. Там, на втором курсе, он и встретился Ольгой.
– Я был в увольнении с другом Жоркой, нам дали по два билета на открытие широкоформатного кинотеатра. Жора пришёл с невестой Галиной. А та взяла с собой подругу Ольгу — работали вместе в ателье. Было это в ноябре 1959 года.
А в феврале 1960-го мы поженились. В комнате собрались Олины подруги да мои курсанты. Колец не было — я получал копеечную стипендию. Вместо костюма — морская форма, а невеста — в светлом платьице. Фотографа не было. Зашли, расписались — и всё. Но зато прожили всю жизнь…
– Неужели мыслей о разводе никогда не возникало?
– У нас в роду не было разводов! Даже не задумывался об этом! Ходил в море, а она воспитывала детей, сына и дочь. Спорили — да. Но ни разу всерьёз не поругались!
После мореходки новоиспечённый штурман вернулся в Камчатское морское пароходство. А через восемь лет Александр стал бороздить океан в качестве капитана. Где только не бывал! Как сам говорит, бегло посмотрел весь мир…
Мир в доме
…Рассказ продолжила Ольга Николаевна. Её детство и юность тоже были нелёгкими, мама растила четверых одна — отец не вернулся с войны. А на Камчатке Ольга устроилась работать в ателье.
– Помните, в 80-е годы демонстрация моделей была в Доме быта на КП? Это мы её делали, в экспериментальном цехе пошива одежды на третьем этаже.
– Как вам жилось, когда мужа месяцами не бывало дома?
Он у меня добрый, хотя вспыльчивый. Но отходит быстро. Мама у него очень хорошая была, Анна Алексеевна, берегла всю семью. И всегда была на моей стороне — учила сына, как сохранить мир и лад в доме.
Не стыдно и за детей — выросли достойными людьми. И внуки — тоже. Честность и справедливость прививали им смолоду. И трудолюбие. Как-то с внучкой мы отдыхали в пансионате. Она вымыла полы, пройдясь по всем углам. Соседка спросила: «Это кто ж тебя так хорошо научил полы мыть? Мама?» «Нет, дедушка!» — ответила внучка.
– Каковы секреты прочной семьи?
– Терпение и умение уступать — главные секреты.
– Главное в жизни — любовь и согласие, — подхватил тему супруг. — Презираю мужчин, которые в пожилом возрасте бросают своих жён. Как это можно? Женился — живи! Как говорится, до гробовой доски. Отвечай за человека, который рядом! А если развёлся — содержи, как хочешь, до конца жизни.