В начале июня Камчатка проиграла конкурс на право создания особой экономической портовой зоны. Наша заявка экспертов минэкономразвития России не убедила.
Ненужной стопкой бумаги останется красивый проект, который мог бы обеспечить тысячи рабочих мест, возрождение судоремонта, создание рыбной биржи, перерабатывающих производств и много чего еще.
А выиграла конкурс Советская гавань. Тысячи рабочих поедут теперь не на Камчатку, а в Хабаровский край. Надо полагать, и миллиардные инвестиции потекут туда вслед за ними.
По мнению руководителя московского транспортного агентства "Инфра-ньюс" Алексея Безбородова, результаты конкурса для экспертов не стали неожиданностью. "Шансов у камчатской заявки изначально было немного, - сказал он нашему корреспонденту. - Интересы Совгавани лоббировал крупный финансово-промышленный холдинг - Сибирско-Уральская энергетическая компания (СУЭК), которая планирует построить там угольный терминал. У Камчатки лоббистов такого уровня нет.
Хотя, по моему мнению, для отдаленного недоинвестированного региона организация свободной экономической зоны - один из немногих шансов на ускоренное развитие".
Новость о неудаче на конкурсе региональные власти встретили спокойным молчанием. Так что большинство земляков об этом даже не узнали. Небольшая дискуссия развернулась лишь на одном из местных интернет-форумов, продвинутые участники которого обвинили краевое правительство в некомпетентности. Но стоит ли спешить с такими выводами? Никто ведь не гарантировал, что мы этот конкурс выиграем. Приняли участие, и слава Богу. Оформить заявку - в конце концов тоже работа. Предыдущая администрация, например, с ней не справлялась. В 2006 году, сославшись на нехватку времени, областные чиновники проспали (иного слова не подберешь) конкурс на звание туристско-рекреационной особой экономической зоны. О чем сожалел даже тогдашний министр Герман Греф. С треском провалилась и попытка создать на Камчатке дальневосточный Лас-Вегас. На этом унылом фоне само участие в конкурсе можно было бы назвать успехом краевого правительства. Но сделать это не позволяет один нюанс. Прежних камчатских руководителей было принято ругать за то, что они плохо работают с Москвой. Когда администрацию возглавил Алексей Кузьмицкий, нас убеждали, что ситуация отныне изменится, так как у нового губернатора есть надежные связи в высоких кремлевских кабинетах.
Практика показала, что даже у небольшой Советской гавани связи оказались еще надежнее.