aif.ru counter
26.01.2011 00:05
29

Очередная школьная реформа: зачем заменять математику на «воспитание патриотизма»?

Реформа образования вплотную занялась старшеклассниками. Теперь она пытается навязать им новые стандарты обучения.

«АиФ» совместно с Институтом развития образования ВШЭ провёл собственную экспертизу инициатив.

Отвлекающий манёвр?

Предполагается, что через пару лет в 10-11-х классах обязательными останутся лишь ОБЖ, физкультура и «Россия в мире» (воспитание патриотизма). По ним ЕГЭ сдаваться не будет. Остальное - по выбору. Из 6 предметных областей: «русский (или родной) язык и литература», «иностранные языки», «математика и информатика», «естественные науки», «общественные науки», «искусство» (театр, музыка, танцы) надо выбрать по 1-2 предмета. Это федеральная часть. Плюс ещё одну область может добавить регион. Итого: минимум - 6, максимум - 14 предметов по выбору (сейчас в школах и до 21 предмета доходит). По замыслу, предоставление выбора дисциплин и глубины их изучения (базовый, усложнённый, профильный уровни) должно научить старшеклассников эффективнее применять полученные знания, сделать их более самостоятельными и избавить от перегрузок. А что получим на самом деле?

Создаётся ощущение, что запущен отвлекающий манёвр: чтобы родители поменьше вспоминали времена полного БЕСПЛАТНОГО общего образования, выдумали новые стандарты. Похоже, нас пытаются убедить в том, что наши мамы-папы выросли далеко не дураками не благодаря хорошей школьной подготовке, а вопреки её отсутствию. Иначе чем объяснить предложения урезать часы изучения русского языка в пользу урока патриотизма? А замену уроков математики в старших классах нравственной подготовкой или изучением балетного искусства...

Хотят ввести новую должность - тьюттер. Он будет помогать составлять учебный план. Значит, на копирование иностранных тьюттеров деньги есть, а на повышение зарплат учителям нет? Привычные рефераты хотят заменить проектами. По каждому предмету в конце года надо будет сдать исследовательскую работу. По сути ничего не поменяется. Только деньги на переименования зря потратят. Так лучше бы все тяжёлые учебники заменили одним ноутбуком, чтоб ребята спины не портили, говорят учителя. Они недоумевают: ЕГЭ вводили якобы для того, чтобы сельские школьники не чувствовали себя ущербными в сравнении с детьми мегаполисов при поступлении в вузы.

Поэтому совершенно нелогично выглядит намерение учить старшеклассников по принципу «кто во что горазд»: в городах особо сознательные, может, и наберут себе часов по математике с химией. А в сёлах - нехватка педагогических кадров. Там что, все должны выбирать, исходя из способностей одного учителя на всю школу? Вопрос с углублением тоже не продуман: доплаты за допчасы хотят отдать на откуп «дырявым» региональным бюджетам. Кадровый состав не обновляется: из выпускников педвузов лишь 5% идут в школы, а учителям старой закалки новые хитросплетения не всегда под силу. А чтобы привлечь молодёжь не в ущерб опытным, достойным педагогам, надо решить вопрос с занятостью в школах последних. Это один из самых острых вопросов, который все трусливо замалчивают.

И главный вопрос, который не учтён стандартами: во время бурной игры гормонов мало кто из старшеклассников наберёт себе лишние часы. Ну кто захочет корпеть над интегралами, когда можно законно (!) лоботрясничать?! Кому нужна специализация, те и без стандартов уйдут в спецклассы и спецшколы. А остальных, получается, мы толкаем на то, чтоб они подправили статистику ПТУ. Ведь там сейчас острая нехватка учеников.

Воспаление умов!

Здравый смысл, надеемся, возобладает, и эти идеи хотя бы на время останутся лишь в воспалённых умах. Но! Практика показывает, что часть из них, увы, всё равно доберётся до наших детей. Лично слышала, как чиновники возмущались: мол, народ - сплошь маргиналы, чуждые всему прогрессивному. Нет! Не чуждые! Только в «прогрессивность» те, чьи дети учатся, и те, кто решает, чему им учиться, вкладывают разное. Первые разумно хотят новые учебники, небедствующих (а значит, с крепкой нервной системой) учителей и уверенных в себе выпускников. Вторые, похоже, пытаются показать свою значимость и, образно говоря, ищут в круглой комнате пятый угол. Иначе как объяснить, что изменения проводятся именно сейчас - во времена липовых ЕГЭ-отличников, вздрюченных (а по-другому не скажешь) снижением зарплат, увольнениями и увеличением классов учителей? Во времена, когда символом реформы образования стали платное мыло в школьном туалете и часть завтраков в школьной столовой, не говоря уже об учебниках, поборах и т. д. Приведите сначала в порядок то, что есть! А потом уж приступайте к реформам. Иначе это погоня за двумя зайцами.

Государство нас бросило?

Михаил Рыжаков, директор Института содержания и методов обучения РАО:

- Реформы в школе накапливают разрушительный потенциал. Проект стандартов создаёт ощущение, что государство не контролирует изменения. А те, кто их проводит, делают всё для создания внешне красивой картинки. По проекту ученик имеет право не изучать русский язык, физику, историю, зато обязан выйти из школы человеком «с чувством гордости за свою Родину... с уверенностью в великом будущем народа России». Но у меня большие опасения по поводу того, кого может выпустить образовательное учреждение, работающее по таким стандартам. В этом проекте не прописаны механизмы реализации, контроля, санкции за неисполнение норм. Указаны цели (воспитать патриота), а какими средствами - проблема школы. Она теперь крайняя. Многие говорят, что государство умывает руки. Оно оставляет за собой обязанность финансировать обязательную программу и отслеживать «качество» выпускников по довольно формальному критерию - ЕГЭ. Государство больше не гарантирует нам КАЧЕСТВЕННОЕ среднее образование? Не хочется в это верить.

Коротко

В классе 30 человек. Можно ли требовать разделения?

«Да. Ссылайтесь на п. 26 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого постановлением № 196, - объяснила «АиФ» М. Смирнова, эксперт Федерального центра образовательного законодательства, - по нему наполняемость классов - 25 человек. Это неоднозначная формулировка, и директор может трактовать её как минимальную, но её уточняет п. 2.3.1 СанПиНа 2.4.2.1178-02, по которому в классе не может быть больше 25 чел. Требуйте соблюдения этих правил в департаменте образования, далее - в суде».

Могут ли троечников не пустить в 10-й класс?

Если ученик аттестован по всем предметам, его обязаны перевести в 10-й класс (если он и его родители хотят этого). Обязательное в РФ - основное общее образование (до 9-го класса). Регион дополнительно может установить свой порядок приёма в 10-й класс. К примеру, в Москве просят предоставить заявление и медсправку. При отказе принимать ребёнка в старшие классы обращайтесь в вышестоящие образовательные инстанции.

Учитель не разрешает исправить двойку. Он прав?

Школа сама  выбирает систему аттестации обучающихся (п. 3 ст. 15 закона «Об образовании»). Спросите, есть ли в школе положение об оценивании с запретом на пересдачу двоек. Если нет - учите и исправляйте, советуют в Институте образовательной политики «Эврика».

Интернет-опрос «АиФ»

Вы реформу почувствовали?

  • Ничего не изменилось - 38% (417 голосов)
  • Зарплаты учителей понизились, их увольняют - 36% (393 голоса)
  • Сократили часы по основным предметам - 15% (168 голосов)
  • Появились платные предметы - 11% (123 голоса)

Всего голосов: 1101

Опрос проводился на сайте WWW.AIF.RU

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество