Примерное время чтения: 9 минут
463

Победителем конкурса «Учитель года – 2012» стала Елена Горанько из Вилючинс

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ-Камчатка 25/04/2012
Фото: АИФ

Счастливы те, кому повезло с педагогами. Светлый след, оставленный хорошим учителем, тянется через всю жизнь. Судя по всему, ученикам 9-й школы города Вилючинска повезло.

Не в первый раз именно их учительница становится победителем серьёзнейшего конкурса профессионального мастерства – «Учитель года».

Воспитательный английский

Самое интересное – она считает, что повезло ей. С коллективом, с детьми, которым преподаёт. С родными и близкими, которые рядом. Когда разговор заходит о них, лицо её освещается: «У меня замечательный муж, родители и дети. И коллеги!». Елена Константиновна – педагог очень позитивный и продвинутый. Например, показывает на уроке фрагменты фильмов на английском языке, смонтированные на компьютере собственноручно. Или подключает скайп для общения со своей американской подругой Эммой – тоже на уроке. А по-русски Эмма не понимает…

Моя задача – сделать так, чтобы дети поняли: владеть языком сегодня необходимо. В сентябре 2009 года мне дали 10 класс, и я провела анкетирование: «Считаете ли вы, что знание английского языка пригодится вам в реальной жизни?». «Да» ответили лишь 10 % учеников. В мае 2011 года, как раз после обсуждения аварии на Фукусиме на англоязычном сайте, я повторила вопрос в том же классе. И теперь «да» ответили уже 84 %!

…Окончив школу на Камчатке, Елена поступила в Нижегородский го­су­дар­ственный лингвистическом университет им. Н. А. Добролюбова, где изучала английский и итальянский языки, даже была в Италии на стажировке. Однажды, приехав на каникулы к родителям на Камчатку, она отчаянно влюбилась… Пришлось вернуться на полуостров и перевестись в Камчатский гуманитарный институт.

Молодая учительница пришла в школу в 2001 году. И работу свою сразу полюбила. Взялась за кабинет. Помог любимый, теперь уже муж, – заказал современные и долговечные пластиковые стенды и мягких пастельных тонов жалюзи на окна. Рулонные шторы – тоже подарок мужа, они их вместе выбирали. Сегодня Елена Константиновна со своей коллегой, молодым специалистом Инной Надеждиной, превратила кабинет в комфортную рабочую зону. Школа выделяет достаточно средств: кабинет оборудован по последнему слову техники, с интерактивной доской и компьютерным обеспечением. Моего удивления учительница не понимает: «Что здесь такого? И мне приятно работать в красивом кабинете, и детям!». Для неё вкладываться в дело, которому она беззаветно служит, – естественно.

Без всякой горечи педагог признаётся, что учительская зарплата невелика, и семью с двумя детьми содержит муж.

- У меня уникальная возможность: работаю и в старшем блоке, и в младшем. Вижу проблемы старшеклассников и устраняю их на корню, занимаясь с малышами. Считаю, что это очень хорошо, сохраняется преемственность требований, системы преподавания. У нас в школе так принято: если я взяла класс, то веду его до конца.

Школа сказала: «Надо!»

На краевой конкурс молодой педагог вышла не сразу. Сначала – в прошлом году – она выиграла муниципальный конкурс методических разработок с циклом уроков по подготовке к ЕГЭ. Цикл так и назывался: «Готовимся к ЕГЭ по английскому языку с молодёжным американским сериалом «Друзья». В Америке этот сериал очень популярен.

- Идея ЕГЭ хороша: в современном меняющемся мире нужно учить быстро ориентироваться, переваривать поступающую информацию. В этом смысле ЕГЭ – благо. Но требования слишком завышены, идея недостаточно продумана и подготовлена, требует доработки. Я считаю, в институте должно быть и собеседование. Что за человек скрывается за этими крестиками, поставленными в окошечке для ответа? Я могу ручаться за наши, камчатские школы – они дают сильные знания. Но мне встречались абитуриенты из некоторых регионов, у которых очень высокий балл ЕГЭ, а они двух слов связать не могли!

«Учитель года» – это очень серьёзный конкурс. Но школа сказала: «Надо!». И я согласилась. Помогали готовиться все: семья, дети, коллеги. Моя задача была – не подвести город!

- Хочу сказать, что в конкурсе участвовали очень сильные, достойные, талантливые педагоги: русоведы, историки, англичане и учителя начальных классов.

Тема, которую защищала на конкурсе Елена Горанько, звучала так: «Аутентичное общение с применением видео- и интернет-ресурсов на уроке иностранного языка». После презентации своего опыта перед комиссией из 11 человек с профессором-филологом Галиной Токаревой во главе был второй этап – классный час по теме, выбранной детьми: «Быть иным – значит быть плохим?». К концу классного часа даже самые шумные дети притихли…

- Покопайтесь внутри себя, – предложила я ребятам, – а потом вешайте ярлык «плохой». Была глубокая внутренняя психологическая работа – я видела её на лицах детей. А в конце они наградили меня аплодисментами!

…Конечно, самым серьёзным испытанием стал открытый урок. Её урок был девятым. И участников всего – девять.

- Мне повезло: психологический контакт с детьми установила сразу. Тема – моя, родная. Потому что слово «аутентичный» переводится, как простой, естественный. Это то самое общение, которое бывает в иностранной среде. Например, я беру распечатку с сайта на английском языке с мнением подростков по проблеме конфликта поколений. Со смайликами и ошибками – это живой материал, а не учебники. Использую этот метод на своих уроках. И на открытом уроке конкурса – тоже.

Они поняли!

Вначале учительница показала классу видео о конфликте поколений, а после просмотра дети называли свои причины, способы решения конфликта.

- Подключила Эмму на скайпе. Она говорит: «У меня самой четверо детей. Ещё вчера я бы ответила, а сегодня – сама не знаю. Помогите разобраться!».

Здесь очень важна эмоциональная сфера: дети охотно откликаются на просьбу о помощи! И они вынуждены давать советы для Эммы на английском языке!

Мы вывели за урок семь правил, как вести себя со взрослыми. Это для ребят было очень важно! Ребёнок хочет, чтобы его уважали!

В конце урока спросила: «Что хотят родители? Придраться к ребёнку или помочь?». И рассказала о ситуации, когда мой сын ушёл гулять и пропал… И как со мной была истерика – я кричала и трясла его, когда нашла. Кричала – потому, что люблю…

«Родители вас любят! Просто они не всегда выражают эту любовь правильно!».

Домашнее задание я попросила прислать мне по электронной почте – для тех, у кого дома есть компьютер. Разумеется, на английском. Одна девочка написала: «Вы заставили меня понять такую сложную вещь – и так просто…»

А дальше было импровизированное родительское собрание, где девять педагогов по­очерёдно играли роли родителей и классного руководителя. И дискуссия с министром образования Виктором Тюменцевым о новой школе. Говорили о том, что учитель должен быть мобильным и гибким. О том, что в школе есть случайные люди, а опытные, замечательные учителя из неё зачастую уходят. И если создать достойные условия для специалистов, этот отток прекратится. О том, что давать уроки высокого качества с большой нагрузкой невозможно! Учителя предложили уменьшить ставку до 14 часов – чтобы можно было вздохнуть. Министр в ответ тоже вздохнул.

Сейчас в девятой вилючинской школе набрали заявления от детей 4-го класса на преподавание второго языка – итальянского. После того, как они с успехом и удовольствием позанимались в кружке педагога Горанько. Федеральные стандарты позволяют школе варьировать определённое количество часов по предметам на выбор.

И ученики, и их родители новость о внедрении ещё одного иностранного языка в школьную программу в отдельно взятом экспериментальном классе восприняли с удовольствием – на Камчатке итальянский не преподают…

Заявлений нанесли много. Кстати, открыть такой класс с программным изучением двух иностранных языков предложила, убедившись в успешности итальянского кружка, директор школы, Илона Танковид. И это закономерно: два года назад именно она взяла первое место на краевом конкурсе «Учитель года», поразив комиссию новаторским уроком биологии. Так что идти вперёд и побеждать становится в этой школе хорошей традицией. А кружки с преподаванием популярных на полуострове языков – китайского и корейского – здесь уже есть. В новом классе педагог Горанько будет и классным руководителем. Повезло ребятам!

Когда Елену Константиновну награждали, сын и дочь поднялись на сцену вместе с ней. А дома пятилетняя дочь сказала: «Мама, я тоже буду учительницей!».

ДОСЬЕ

ГОРАНЬКО Елена Константиновна родилась 21 июля 1978 г. в городе Урень Нижегородской области. Окончила Камчатский гуманитарный институт. Учитель английского и итальянского языков первой категории. Замужем, двое детей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах