В декабре Камчатка простилась с Николаем ТОКМАНЦЕВЫМ — одним из самых известных и уважаемых людей полуострова в новейшей истории. Он был первым человеком, удостоенным звания «Почётный житель Камчатского края». Звания, заслуженного по праву.
Несколько лет назад по состоянию здоровья Токманцев отошёл от активной деятельности и публичности. Летом прошлого года на своей даче он согласился встретиться лишь с корреспондентом «АиФ-Камчатка». Сегодня, отдавая дань памяти Николаю Яковлевичу, мы повторяем фрагменты его последнего интервью.
О Камчатке
Но Камчатка богата не только рыбой. На полуострове очень большое количество питьевой воды, которую можно бутилировать и продавать за границу, обеспечив потребности стран Азиатско-Тихоокеанского региона. У нас есть бесценное лесное сырьё. Доводите влажность древесины хотя бы до 12 %, а ещё лучше — до 8 %, и в соседних странах с удовольствием будут её покупать...
В ближайшем будущем окажется востребованным Северный морской путь. И незамерзающий порт Петропавловск-Камчатский станет стратегической точкой, где будут концентрироваться грузы, идущие в Европу из Южной Америки и стран АТР.
О тарифах
– При стоимости электроэнергии четыре рубля за киловатт развивать промышленность невыгодно. Но проблема решаема. Стоимость тарифа можно снизить постановлением правительства — допустим, до 50 копеек. Это никак не скажется на бюджете России. Надо ставить этот вопрос в правительстве, сказать, что прежние руководители развивали энергетику не в том направлении.
Надо построить гидроэлектростанцию на реке Жупанова, проект которой подготовили ещё лет 25 назад. Когда ГЭС заработает, можно будет говорить и о возрождении судоремонта, и о переработке леса.
О власти
– Самые благополучные времена у Камчатки были в 80-е годы прошлого века. Наши суда рыбачили в районе Антарктики, Чили, Австралии, Канады. Сельское хозяйство успешно развивалось… А в 90-е годы всё затрещало. Я говорил Бирюкову: надо регулировать ситуацию в экономике. Почему, например, Абрамов из УТРФ продаёт плавбазу, чтобы якобы построить гостиницу в центре города. Но так её и не строит. Топчий из БОРа реализует два БМРТ и на вырученные деньги делает ремонт в офисном здании. Я согласен, здание красивое, но нельзя же так вот одним махом от флота избавляться. Мне тогда говорили, не лезь, мол, ты не понимаешь, это рынок. Но что же это за рынок, который всё разрушает? На Камчатке было 67 тысяч голов крупного рогатого скота, 56 тысяч свиней, 64 тысячи гектаров пашни. Всё это, на мой взгляд, можно и нужно было сохранить…
Я в своё время предлагал выдвинуть в депутаты Госдумы председателя колхоза имени Ленина Драчёва. Он здесь родился, вырос. Когда тонул колхоз, он его вытащил… Но Драчёву было 60 лет. Людей в таком возрасте, как мне сказали, генеральный совет «Единой России» не поддерживает. Тогда и остановились на Яровой. Я не возражал против её кандидатуры. Она — юрист, специалист грамотный, умеет хорошо говорить. Но говорить — одно, а делать — другое...
Сначала она на телепередачи ходила — к Малахову, ещё к кому-то. Но потом президент Медведев отдал ей свой мандат. Сейчас она председатель комитета по безопасности...
О компартии
– У меня партбилет и сейчас дома лежит. В душе я остаюсь коммунистом, хоть и состою в «Единой России». Когда я работал в облсовете, то посчитал, что смогу приносить больше пользы Камчатке, если войду в государственную партию.
…Первый раз я оказался за границей в 1982 году — ездил во Вьетнам. А в капстране, наверное, — в 87-м. Я побывал в Японии, Швеции, Италии, США… Самое сильное впечатление на меня произвела Швеция. Там и природа похожа на нашу. Конечно, предполагал, что у них высокое качество жизни. Но чтобы до такой степени всё хорошо продумано и организовано — не ожидал. Однако тогда в идеях марксизма-ленинизма я не разочаровался — слишком глубоко был ими пропитан. И по сей день считаю, что в мире не должно быть бедных и сверхбогатых.
О кортеже Рушайло
– Ехали мы спокойно на микроавтобусе. Я сзади сидел, Машковцев с Рушайло — впереди. Машковцев дремал, как обычно, а мы с Рушайло разговаривали. Я услышал какой-то шорох. Смотрю, ой-ё... здоровая машина переворачивается — и летит прямо на нас. Больше ничего не помню. Когда очнулся, Машковцева с Рушайло в микроавтобусе уже не было. Я попытался встать, но не смог, почувствовал резкую боль. Потом выяснилось, что у меня сломано бедро.
После аварии мы увиделись с Машковцевым в больнице — вместе оказались в реанимации. Он лежал на соседней кровати и задыхался. А на мне была кислородная маска. Я себя уже более или менее нормально чувствовал, поэтому снял маску, отдал врачам и написал на какой-то бумажке: «Спасайте губернатора». Машковцев мне потом сказал, что сохранил у себя эту записку...
О детстве
– В последнее время почему-то больше всего вспоминаются школьные годы: как я учился, как каюрил на нарте, как рыбачил с отцом. Рыбы в реке было столько, что весло поставь — и оно держалось...
Беседовал Владимир ХИТРОВ
«АиФ-Камчатка» выражает искренние соболезнования семье Н. Я. Токманцева.
ДОСЬЕ
Николай Яковлевич ТОКМАНЦЕВ (27.07.1936—11.12.2013) родился в с. Апука Олюторского района Камчатской области. Окончил Дальрыбвтуз по специальности «инженер-механик» и заочную Высшую партийную школу при ЦК КПСС. Кандидат экономических наук.
Трудовую деятельность начал в 1959 г. начальником механического цеха Корфского рыбокомбината. Был первым секретарём Ленинского райкома КПСС Петропавловска-Камчатского. В 1975—1990 гг. — заместителем и первым заместителем председателя Камчатского облисполкома, одновременно с этим в 1986—1990 гг. — председателем агропромышленного комитета.
В 1990 г. возглавил «Камчатпищепром», в 1995 г. — государственное предприятие «Камчатский пищекомбинат». В 1997 г. избран депутатом областного Совета народных депутатов. С 2001 по 2007 г. — председатель Совета народных депутатов Камчатской области.
Награждён двумя орденами «Знак Почёта», медалью «За доблестный труд», почётный житель Камчатского края.