Слово «патологоанатом», благодаря криминальным телесериалам, ассоциируется у нас с моргом, наполненным бездыханными телами...
Однако, как утверждает заведующий патологоанатомическим отделением Камчатского краевого онкодиспансера, врач-патологоанатом высшей категории Юрий СКОБЕЦ, это – глубокое заблуждение. С доктором побеседовал корреспондент «АиФ-Камчатка».
Конкретный вариант
- Термин «патологическая анатомия» используется в России, Франции и Германии, в других странах принято название «патоморфология». Патология в переводе на русский означает болезнь, морфология – учение о форме и строении. Подавляющее большинство исследований – более 95 % – мы проводим с живыми пациентами, забирая необходимый материал из патологического очага, то есть больного места. Главная цель – установление точного диагноза, а применительно к теме новообразований – его конкретного варианта, то есть иммуно-гистохимического и молекулярно-биологического профиля. Ведь известно множество видов рака, и для того, чтобы подобрать правильное, единственно верное лечение, как раз и нужно этот вид установить. Диагноз выставляется по результатам комплексного обследования, и главное здесь – морфологическое исследование материала.
- Но ведь этот «материал» нужно как-то достать?
- Наши врачи могут достать опухоль откуда угодно, из любой точки. Специальными приборами под контролем УЗИ и эндоскопов извлекаются трепанационные, или маленькие кусочки ткани. Участок интересующей ткани может быть в объёме меньше кубического миллиметра, но этого вполне достаточно для исследования.
…Всё начинается с микроскопа. Отдельные клетки изучает цитолог, и этот анализ существенно дополняет гистологическое исследование. Гистологический метод диагностики (от греч. histos – ткань) предполагает исследование тонких срезов тканей.
На столе у доктора – «навороченный» микроскоп и планшет с аккуратно пронумерованными стёклышками, на которых просвечивают островки окрашенных клеток – те самые образцы из патологических очагов. По форме, размеру, виду клеток врач определяет их атипичность, делая главный вывод – о злокачественности или доброкачественности ткани.
Вообще, рак в последнее время очень помолодел, эта тенденция прослеживается не только у нас – во всём мире. И число его разновидностей растёт. Почему? Медики гадают. Среди причин называют и повышение радиационного фона, и проблемы загрязнения окружающей среды...
В мишень
Но и методы борьбы с этой грозной болезнью на месте не стоят. То, что происходит в терапии злокачественных новообразований за последние 10 лет, можно назвать настоящим переворотом! Полностью изменились стратегия и тактика лечения. Сейчас лечение персонифицировано, то есть для каждого пациента подбирается индивидуальный комплекс, именно для того вида опухоли, которая завелась в его теле. Такая терапия называется таргетной (от английского слова target – мишень), в начале 2000-х годов она была единичной. В онкологии применяют сильнодействующие препараты, поэтому лекарство должно иметь конкретную точку приложения. Раньше уровень дифференцирования злокачественных новообразований был невысок, и нередко назначали один препарат для разных видов опухолей. И, если врач не угадал, лечение могло вполне привести к ухудшению состояния пациента. Сейчас результаты излеченности резко возросли, как и качество жизни пациентов.
Юрий Борисович уверен – онкологическая помощь в России сегодня на очень высоком уровне, и те, кто едет по накатанной дорожке лечиться в другие страны, думая, что там врачи или методики лучше, часто ошибаются и упускают драгоценное время.
- Первые серийные иммунологические исследования мы начали делать в 2006 году. Руководство онкодиспансера всё правильно оценило и выделило немалые средства. Александр Матвеевич Щанкин, как главный врач, и Наталья Викторовна Зиганшина, как главный внештатный онколог края, сделали всё возможное для обеспечения этих исследований. В 2010 году большой грант, около двух миллионов рублей, выделило краевое правительство на приобретение широкой панели для иммуно-гистохимического анализа. Этот анализ на Камчатке стал повседневной практикой, чего нет даже на Дальнем Востоке. Суть иммуно-гистохимической диагностики – в выявлении своеобразия конкретного новообразования путём проведения иммунологических реакций на тканях. Определившись с опухолью, выясняем, откуда она: первичный очаг или метастаз из другого органа, поражённого раком.
В практике онкологов диагностика и начало лечения на ранней стадии определяют успех. Диагностика – сложный процесс, в котором опухолевые маркёры определяются поэтапно. Если в дальнейшей схеме выявляются недоступные для камчатского уровня маркёры, материал пациента отправляют в крупные центры – туда, где есть всё необходимое. Причём на сегодняшний день вся морфологическая диагностика для пациентов Камчатского онкодиспансера – бесплатно! Это, кстати, специфика Камчатки. В других регионах такое встретишь нечасто, считается, что это проблема пациента… А руководство краевого онкодиспансера делает всё для того, чтобы не залезать лишний раз в карман пациента.
Мозги и руки
- В настоящее время благодаря применению таргетных препаратов даже у пациентов с продвинутой, то есть запущенной, стадией болезни в некоторых случаях наблюдалось обратное развитие процесса. Метастазы исчезали! Вообще, Камчатка – ведущий регион в морфологической верификации злокачественных новообразований, то есть установлении морфологических доказательств злокачественного новообразования ещё до начала лечения, а это очень важно! Лечение нужно начинать специфическое. По этому показателю Камчатка много лет – на первом месте.
- И всё же хотелось бы побеждать рак побыстрее…
- Конечно, хочется всё и сразу! Но так не бывает. Сейчас изменилась социальная политика государства в целом – и это очень заметно просматривается. Я работаю здесь с 1995 года и вижу: то, что произошло за последние годы, – это же революция! Большую роль играет национальный проект «Здоровье», в составе которого была выделена подпрограмма «Онкология». В 2013 году вступаем в нацпроект «Социально значимые заболевания», в котором тоже есть подпроект «Онкология». Также очень большое значение имеют региональные программы по борьбе с социально значимыми заболеваниями. Пациент должен получать медицинскую помощь необходимого уровня в любом месте. Если мы сегодня видим, что у нас чего-то нет, то направляем больного в специализированные лаборатории, туда, где проводятся необходимые, но недоступные нам на данном этапе исследования. Диагноз же в любом случае ставится здесь. У нас очень высокий уровень эндоскопической и ультразвуковой техники. Прибавьте к высококлассному оборудованию ещё такие же мозги и руки врачей!
- Как оградить себя от онкологической напасти?
- Не пренебрегайте медосмотрами! Не все знают, что обычный медицинский полис даёт право на ежегодный бесплатный медосмотр. Проверяйте своё здоровье у специалистов регулярно и проходите все необходимые обследования. Это и есть ваша страховка от запущенной формы болезни, которую очень трудно лечить.