Отделение лучевой терапии Камчатского онкологического диспансера — одно из самых продвинутых. О новейших разработках и достижениях современной медицины в области фотодинамической терапии (ФДТ) корреспонденту «АиФ-Камчатка» рассказала врач высшей категории, радиолог Ирина Мостовая.
Водоросли спешат на помощь
– Что это за новое направление такое — фотодинамическая терапия и в каких случаях она применяется?
– Сегодня в лечении онко- больных произошёл качественный скачок, связанный с использованием нового оборудования с невиданными ранее возможностями. В отделении лучевой терапии нашего дис-пансера введён ряд инновационных методик, о которых до недавнего времени мы могли знать только в теории!
Фотодинамическая терапия стала применяться в онкодиспансере с июня. Этот метод лечения относится к лазерной терапии, которая развивается в мировой медицине более 20 лет. И сегодня он введён в стандарты лечения и онкобольных. Наша специфика — только опухоли.
– А препарат доступен по цене?
– Сейчас российские специалисты наладили выпуск отечественного фотосенсибилизатора, который в разы дешевле импортного. При этом он не только не потерял в качестве, но даже обладает лучшими свойствами, чем у зарубежных аналогов. Отечественный препарат быстрее выводится из организма, а это для больного человека немаловажно. Причём для наших больных лечение проводится абсолютно бесплатно, хотя каждая ампула препарата стоит не одну тысячу рублей, а для облучения иногда необходимо две и даже три ампулы.
– Вы сказали, что новая методика существует в диспансере второй месяц. Уже есть результаты?
– Да, мною пролечено 11 стационарных пациентов. Результаты разные, но в большинстве случаев — положительные. Одно из преимуществ метода — сокращение сроков лечения. Так, для излечения рака кожи методом рентгенотерапии проводится в среднем 15 сеансов облучения. А здесь достаточно одного-двух! Но всё же выбор метода лечения — за врачом. Доктор решает вопрос исходя из конкретной клинической ситуации, при этом учитываются характер роста опухоли, её строение, возраст пациента и сопутствующие заболевания. Например, ФДТ прекрасно лечит за один сеанс кератоз — старческие изменения кожи, которые в дальнейшем могут привести к раку. Недавний пример: к нам поступил пожилой пациент с раком кожи кисти. На другой руке также были характерные изменения, которые впоследствии привели бы к раку. Коллегиально решили применить комплексное лечение. На «раковую» кисть пациент получил сочетанный курс лучевой терапии, и одновременно провели ФДТ на кожу другой кисти, тем самым предотвратив болезнь.
Тройные возможности
Третье направление ФДТ — фотомодификация крови. Это — альтернатива УФО-облучению, когда кровь берётся из вены, по пластиковой трубочке пропускается через облучатель и возвращается обратно. У нас всё гораздо проще, методика неинвазивная. Малое количество препарата вводится в кровь, и лазер воздействует на мочку уха! В этом месте кожа тонкая, с хорошим кровоснабжением, и патологические клетки в крови уничтожаются! Такую методику мы используем для тяжёлых больных с интоксикацией, плохо переносящих химиотерапию, для пациентов с ослабленным иммунитетом — метод стимулирует иммунные тела.
Есть и четвёртая сфера применения ФДТ — в эндоскопии. Наш диспансер выиграл грант и в скором времени, вероятно, освоит и это направление.
– То есть применять подобное лечение можно очень широко?
Использование ФДТ возможно и во время операции. Сейчас у нас два специалиста, владеющих методикой. В диспансерном отделении ФДТ занимается заведующая отделением Олеся Замчевская, а я — стационарными пациентами.
– Скажите, доктор, а метод фотодинамической терапии сам по себе не вреден?
– Метод фототоксичен. Это значит, что пациент в течение семи дней после процедуры не должен показываться на солнце и в течение пяти дней должен носить солнцезащитные очки, так как введённый препарат улавливает солнечный свет. Для полного вывода препарата должно пройти семь суток. На самом деле в большинстве случаев — сутки. Но мы перестраховываемся.
– Неровный загар ему обеспечен. А ещё угроза развития катаракты — помутнения хрусталика. Других побочных эффектов метод не имеет. Но если у пациента глубокая декомпенсация почечной и печёночной функций с нарушением всех обменных процессов, процедуру не проводим.
– А врачу ФДТ даётся легко?
– Так только кажется! Техника сложная, работа напряжённая, есть много нюансов. И в конечном итоге всё снова зависит от рук врача! Конечно, сейчас мы лишь в начале пути. Но перспективы открываются очень заманчивые!