Примерное время чтения: 9 минут
566

Владимир Бондаренко: почему у фотографа нет пола

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ-Камчатка 01/08/2012
Фото: АИФ

О своём жизненном, духовном и творческом пути накануне выставки известный фотомастер рассказал корреспонденту «АиФ-Камчатка».

- Владимир Анатольевич, расскажите, с чего начался ваш творческий путь?

- Фотографией увлёкся в детстве, тогда моя семья жила в Украине. Благодаря соседу, учителю физики и грамотному фотолюбителю, я начал постигать таинства и секреты чёрно-белой фотографии. Дальше, изучая литературу, общаясь с фотографами разного уровня, методом проб и ошибок постигал эту науку. В 1987 году, работая в Камчатском морском пароходстве, поступил в Московский заочный народный университет искусств, на курс фотомастерства, который затем успешно окончил.

- То есть, фотоискусству необходимо учиться?

- Да, чтобы избежать многих ошибок и стремительно двигаться вперёд, необходимо поступить в учебное заведение или найти грамотного учителя.

- И как же выбрать учителя?

- Если есть такая цель, надо посещать фотовыставки, где вы можете познакомиться с фотографом и его работами. Если его фотографии вам понравились и общение было приятным, дело остаётся за малым – чтобы он согласился стать вашим учителем. Есть и другие методы – Интернет, посещения фотоклуба.

Добро пожаловать!

- Если у вас на пороге появится человек, горящий желанием стать фотографом, как вы его встретите?

- Конечно, начнём со знакомства за чашечкой чая или кофе, поинтересуюсь, что он хочет снимать, какие у него цели, планы, посмотрю его фотографии, в пример покажу ему свои. Если хочешь учиться – добро пожаловать!

- А стоит ли говорить правду бездарным, но трудолюбивым людям?

- Бездарных людей я не встречал – у каждого человека свой багаж знаний, внутренний мир, взгляд, который можно развивать. При помощи фототехники и знаний композиции надо учиться передавать в фотографии свое виденье, чувства, эмоции, которые у вас были во время съёмки. Если у ученика не получился кадр, я объясню ему, как бы сам снимал в данной ситуации или почему отказался бы от съёмки этого кадра.

- Фотография для вас – хобби или профессия?

- И работа и отдых.

- Чем вы ещё занимаетесь?

- Видеосъёмкой и монтажом. Это украинские литературные и творческие встречи, смонтированные мной на DVD-диски – они находятся в некоторых библиотеках и частных коллекциях во Франции, США, Украине, Новой Зеландии. Для друзей и знакомых снимаю свадьбы.

- В наше время за съёмку свадеб берутся все, кому не лень. Вас это не раздражает?

- Нет. Это ведь рыночные отношения. На рынке представлены многие товары и услуги. Не нравится – не покупай. А репутация недобросовестных фотографов со временем пострадает так или иначе, и к ним просто не будут обращаться.

- Снимать свадьбу интересно?

- Свадьба свадьбе – рознь. От некоторых пар исходят тепло и уют, радость и веселье, а у других чувствуется какая-то напряжённость. День свадьбы для многих пар – это волнение, переживание и небольшой стресс. Женятся не каждый день, да и не все люди публичны. Я люблю репортажную съёмку свадьбы – ловить взгляды, улыбки, жесты и другие интересные моменты. Причём снимаю не только жениха и невесту, а всех присутствующих. Мне это интересно. Да и молодым и гостям будет приятно посмотреть и вспомнить.

Не техника, а голова

- Что попадает в ваш объектив чаще всего?

- Очень люблю снимать природу, животных, людей в их городской жизни. При студийной съёмке нравится процесс общения. Пока ты с человеком не поговоришь, пока не раскрепостишь его, не раскроешь – хороших кадров не получишь.

- Но природа – это же банально для Камчатки! Часто слышу такое мнение: «Вулканы, сопки, бухта – всё одно и то же. А хочется удивляться!»

- Сейчас много хорошей фототехники. Возможно, многое именно поэтому получается банальным. Ведь снимает техника, а думает голова! Вы на природе, вокруг вас всё красиво, но всегда надо думать при построении снимка, уметь отсечь лишнее и оставить важные детали – пусть будет один снимок, но он будет завершённым. Для этого надо знать правила композиции и уметь грамотно их использовать. Надо знать возможности и уметь пользоваться своим фотоаппаратом, оптикой и другими приспособлениями. Плюс ваша фантазия – тогда и кадр получается совсем другой, чем когда берут в руки хороший фотоаппарат и снимают им налево и направо, чтобы получить много кадров с мыслью: «Потом выберу».

Бесполая профессия

- Кто является для вас источником вдохновения и образцом для подражания?

- Скорее, кто помогал... Где-то в 1986-м я познакомился с Виктором Гуменюком, он мне помогал. Многому я учился у него и у Василия Козьменко, тогда мои фотографии стали печататься в камчатских газетах. А потом познакомился с моим московским преподавателем Анатолием Константиновичем Болдиным, мы остались с ним друзьями и общаемся до сих пор.

Общение с фотографами Камчатского отделения «Творческого союза художников России» им. Ф. Г. Тебиева, фотографами фотоклуба «Камчатка» также имеет для меня большое значение. Люблю смотреть интересные снимки разных авторов, анализирую и учусь у других до сих пор. Я никого не копирую, снимаю то, что мне нравится и подсказывает моя душа. А вдохновение приходит само по себе.

- Правда, что вдохновение приходит к людям через усилие и труд?

- Конечно! Причём труд начинается с изучения техники. Если ты не будешь знать инструмент своего дела, ничего не добьёшься. Так же как и музыкант – пока не отшлифует работу пальцев по струнам или клавишам, произведение не может быть исполнено.

- Профессия фотографа больше мужская или женская?

- Скорее бесполая. И мужчины и женщины в равной степени могут создавать шедевры.

- Говорят, что снимать детей – самое сложное для фотографа. Так ли это?

- Готов поспорить. Дети очень свободны, непосредственны. Главное – выбрать правильный метод общения, чтобы малыш не боялся, и ему было интересно. А дальше только успевай снимать интересные кадры!

- Работаете ли вы в стиле «ню»?

- Я сегодня фотоаппарат не взял! (смеётся) А вообще, пока не снимал.

- Почему же? В наше время это модно и, насколько я знаю, у некоторых ваших коллег желающих раздеться хоть отбавляй!

- На самом деле такие предложения поступали. Но до съёмок пока не доходило. Со своей стороны не вижу в этом ничего необычного, просто тонкая работа – сделать стильно, красиво и не вульгарно. Да и с несовершенством тел придётся столкнуться, но здесь уже на выручку придёт фотошоп.

- Что значит быть фото­геничным?

- Фотогеничность, кроме физиологических параметров, таких как пропорции лица, тела, предполагает ещё душевную красоту и психологический настрой... Некрасивых людей нет, есть плохие фотографы.

- Мнение моделей совпадает с вашим мнением? Или они видят себя по-другому?

- Как правило, совпадает. Потому что во время съёмки надо искать, в какой момент нажать на кнопку. А беседуя, можно просчитать за пару секунд, какая у модели будет мимика – улыбнётся она или нахмурится.

- Ваш самый важный и ценный снимок в жизни?

- Это фотографии моих детей. Их я начал снимать с момента рождения, ещё на чёрно-белую плёнку. Ну и, конечно, есть ряд законченных работ, некоторые из них участвуют в выставках, другим ещё предстоит. Но какой-то одной любимой фотографии нет. Возможно, этот кадр ещё просто не сделан.

ДОСЬЕ

Владимир БОНДАРЕНКО родился 13 июля 1962 г. в Томске. В 1991 г. окончил факультет фотоискусства Московского заочного народного университета искусств. Член правления народного фотоклуба «Камчатка», председателем которого являлся с декабря 2004 по февраль 2007 г. Член правления Камчатского отделения «Творческого союза художников России» им. Ф. Г. Тебиева, президентом которого являлся с февраля 2008 по май 2012 г. Неоднократный участник, призёр и победитель российских и международных фотовыставок. За вклад в отечественную культуру награждён золотой медалью Творческого союза художников России.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах