30 октября в России отмечался День автомобилиста. Для простых автолюбителей этот день - событие не столь значимое. А вот для тех, кто за баранкой всю жизнь, - профессиональный праздник.
Илья ФЕЛЬДМАН больше 40 лет за рулём. Из них 15 лет он проработал в таксопарке и столько же преподаёт в автошколе "Автолюкс".
- Илья Наумович, сколько же камчатцев вы обучили вождению?
- Очень много, несколько сотен, наверное. Можно было бы сосчитать, дома все записи хранятся, но это долго.
- А известные люди среди них есть?
- Конечно. Музыкант Сергей Бычков, журналисты Марина Грошева, Ольга Богомолова, заместитель председателя правительства края Ирина Унтилова...
Женщин больше
- Когда смотришь на поток машин на дорогах, кажется что женщин за рулём больше, чем мужчин... На ваш взгляд, с чем это связано?
- Да, намного больше. А почему? Просто вас на свете больше.
- Какие требования сегодня предъявляет ГАИ к ученикам автошкол?
- В последнее время они усложнились. К примеру, раньше на экзамене в ГАИ можно было допустить две ошибки, а теперь даже при одной система автоматически выдаёт ученику пять дополнительных вопросов. Кроме того, в автошколах больше не сдают экзамен письменно, все занятия - на компьютере.
- О чём вы думаете, когда в учебную машину садится блондинка?
- Нельзя характеризовать человека по цвету кожи или волос. Хотя есть отдельная категория, с которой заниматься гораздо сложнее, - это люди, занимающие руководящие должности на работе, они не привыкли, чтобы им диктовали условия. Но в любом случае, всё зависит от самого человека.
- А есть безнадёжные ученики - те, которых обучить вождению просто невозможно?
- Мне кажется, да. Впрочем, на самом деле, если с человеком долго заниматься, он всё равно поедет. Нужно лишь время, кому-то для этого требуется 20 часов, а кому-то - 120.
- А какой норматив в автошколе?
- Сегодня - это 50 часов, включая все экзамены и контрольные занятия. Раньше обучение вождению происходило всего за 10 занятий, 3 из которых проходили на автодроме. А было время, когда автодром вовсе не сдавали. Парковка, горка - всё было в условиях города, Петропавловск сам как автодром - из подъёмов и спусков. Вот тогда даже после 7 уроков люди сдавали на права. Причём не на автомате, а на механике.
- Каких участков ученики боятся больше?
- Самые сложные - это кольца и нерегулируемые перекрестки. Боятся поворота налево в центре города перед памятником Ленину. У стадиона "Спартак" - сложный поворот. И конечно, на многих наводит страх перекрёсток на Силуэте. Он всегда перегружен автомобилями. Но бояться не стоит, нужно просто соблюдать правила.
Тише едешь...
- Некоторые инструкторы покрикивают на своих учеников. Почему?
- Как-то раз я проводил эксперимент - специально говорил тихо, спокойно, повторял по нескольку раз, что нужно сделать, куда повернуть, где остановиться, но ученик меня совершенно не слышал. А когда я повысил голос, тот стал спрашивать: почему вы кричите? Некоторые понимают только тогда, когда с ними говоришь громко. А есть даже такие, которые сами просят: "Не стесняйтесь, будьте со мною строже, я по-другому не понимаю".
- У вас есть любимая машина?
- "Волга"... Я на ней в таксопарке работал, потом в автошколе. Считай, всю жизнь отъездил, детей воспитал. А сейчас у меня "Тойота-Виста"-автомат и "Тойота-Камри"-механика.
- Всегда хотела спросить, учебные автомобили с двумя наборами педалей на каком заводе выпускают?
- Это обычные машины, просто переоборудованные под учебные нашими, камчатскими мастерами.
- А может ли женщина стать инструктором по вождению?
- В камчатских автошколах работает немало женщин. В нашей автошколе преподаёт молодая семейная пара инструкторов - Костя и Аня Криминские, недавно у них родилась дочка. Аня не просто хороший инструктор, она ещё и красивая девушка, и преподаёт, между прочим, на механике.
На мой взгляд, девушка-инструктор по вождению в чём-то даже лучше мужчины - не такая грубая.
По правилам
- Экзамен в ГАИ обычно оставляет яркий след в памяти каждого. С вашими учениками случались забавные истории?
- Я тогда ещё на "Волге" преподавал. В одно и то же время в автошколе обучались два однофамильца Ковалёва. И оба 6 раз подряд на экзамене забывали снять ручник перед движением. Сдали только на 7-й раз, и надо сказать, с тех пор хорошо ездят.
- А родственников обучали вождению?
- Дочь и жену. С дочерью во время обучения много спорили. Но сейчас она не водит, живёт в Раменском, а оттуда в Москву на машине ездить сложно. Супруга тоже не ездит - не интересно, к тому же я постоянно за рулем.
- Эта неделя выдалась непростой для наших автомобилистов - первый снег, гололёд... Что посоветуете водителям?
- Самое главное - быть осторожнее на дорогах и следовать правилам дорожного движения. Не торопитесь, будьте терпеливее. Я знаю, что многих водителей раздражает учебная машина, некоторые её даже ненавидят. Встанут сзади и сигналят. Но мы едем по правилам. Вот какой вы включаете поворотник перед тем, как въезжаете на кольцо? Левый! А мы правый. Хотя мне это самому не нравится, ведь я понимаю, что нам надо налево...
Пользуясь случаем, хочу поздравить с Днём автомобилиста всех камчатских водителей, инструкторов, сотрудников МРЭО ГИБДД и особенно коллектив своей школы. Счастья вам, здоровья и благополучия!
ДОСЬЕ
Илья Наумович ФЕЛЬДМАН родился в 1951 году в Биробиджане. В 1955 году семья переехала на Камчатку. Окончил автодорожный техникум. За рулём 42 года. Женат, есть дочь и внучка.