Примерное время чтения: 5 минут
119

Самый нервный экзамен

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31 28/07/2009

"Повторяем первое упражнение!" - произносит в микрофон госавтоинспектор после того, как очередной желающий получить права сбивает на автодроме пару вешек.

Растерянный ученик, не сумевший въехать в условный гараж, выходит из машины. У парня есть одна попытка безошибочно выполнить оставшиеся упражнения и получить допуск к последнему, самому важному и самому непредсказуемому этапу экзамена - по городу.

Большие или маленькие?

Каждую неделю экзамены на права сдают сотни желающих. По вторникам, пятницам и субботам горожане могут видеть "змейку" из почти десятка учебных автомобилей, передвигающихся по Петропавловску друг за другом и повторяющих каждое движение головного автомобиля, в котором сидят инспектор и ученик. Куда поедет эта колонна, на СРВ или 10 км, предугадать не может никто: в любой момент инспектор может попросить ученика выполнить разворот на проезжей части маршрута, повернуть на перекрестке или же, наконец, остановиться. Экзаменуемый услышит заветную фразу "Какое водительское удостоверение получать будете - большое (тип 1) или маленькое (тип 2)?", если за время испытания не совершит ни одной грубой ошибки (на 5 штрафных баллов), или нескольких незначительных ошибок (от 1 до 3 баллов), а также если остановится только в положенном месте.

"Очень часто ученики ошибаются по мелочам: не выполняют требования знаков или разметки, забывают пристегнуть ремень безопасности, включить указатель поворота, пропустить пешеходов, - рассказывает старший госавтоинспектор МРЭО ГИБДД по Камчатскому краю капитан милиции Дмитрий Зернин, который принимает экзамены уже более 10 лет. - Случаются во время экзамена и аварийные ситуации. В прошлом году, например, на мосту Красной сопки в машину сел мужчина лет 65. Только поехали, как он почему-то резко выкрутил руль и бросил сцепление, а сверху на нас летит КАМАЗ. Я едва успел среагировать. Жутковато было. Вообще, чем позже человек начинает учиться, тем ему сложнее".

Сдача экзамена на автодроме заканчивается. Те, кто успешно прошел этот этап, собрались возле машин своих автошкол. Через несколько минут им предстоит выехать на город.

Семь раз - не предел

"Я сдаю экзамен во второй раз, - рассказывает Евгения. - В первый раз на Северо-Востоке от волнения не заметила сплошную полосу и попыталась развернуться на ней. Всю неделю переживала. А сегодня познакомилась с людьми, которые пытаются сдать город уже в седьмой раз..."

Конечно, учеников, у которых число попыток сдать пресловутый экзамен в 7 или 8 раз, не очень много. Но и с первого раза получить права удается лишь трети будущих автомобилистов.

"Помню, несколько лет назад в одной из автошкол отучились мать с дочерью, обе уже в возрасте. Очень долго не могли сдать город, в итоге мать так и бросила эти попытки, а дочь сдала экзамен только на пятый год, то ли с 24-го, то ли с 27-го раза. Вообще же, в автошколах сегодня готовят достаточно хорошо, но когда ученик приходит на экзамен, да еще и видит человека в форме, у него трясутся руки и ноги. Не раз бывало, что граждане, которые много лет ездили без водительского удостоверения и решили его, наконец, получить, от волнения не могут сдать экзамен с первого раза, хотя водят очень хорошо. Кстати, в одной автошколе преподаватель специально ходил на занятия в фуражке, чтобы ученики привыкали и не боялись", - улыбается Дмитрий Владимирович.

И все же на экзамене, от которого зависит, получит ли человек права и возможность передвигаться на своей машине, волнуются очень многие, даже офицеры, которые в обычной жизни проявляют недюжинную выдержку.

Летом желающих получить права не очень много. Основной поток наблюдается осенью, когда камчатцы возвращаются из отпусков.

"Вообще мы пропагандируем зимнее обучение, - говорит Сергей Антонович, директор одной из автошкол, который вместе с инспектором наблюдает за тем, как сдают экзамен его ученики. - Того, кто отучился зимой, не надо учить летом. А вот человеку, который учился летом, придется осваивать навыки зимнего вождения".

... Около десятка учебных машин отъезжают от автодрома. Среди них есть и ЗИЛ и пассажирский автобус. По словам инспекторов, иной раз, когда учебный автобус останавливается неподалеку от остановки, пенсионерки бегут к нему, спрашивают, куда он поедет дальше...

Вереница машин от Высотной поворачивает в сторону КП и останавливается недалеко от поворота к ДОРА. Экзамен для первого ученика окончен. В машину садится очередной сдающий...

КСТАТИ

По методике, на экзамене по городу ученик должен проехать 5 км или 20 минут (в зависимости от интенсивности потока и скорости движения). В среднем, положенные 5 километров экзаменуемые в Петропавловске проезжают за 8 минут.

За 6 месяцев 2009 года проведено 8 127 человеко-экзаменов, выдано 1 473 водительских удостоверения. За аналогичный период прошлого года инспекторы приняли 8 тысяч человеко-экзаменов, выдали 1 669 удостоверений. Пик выдачи водительских прав в МРЭО ожидают ближе к концу года, примерно с октября: 10 лет назад, в 1999 году, водители массово, по указанию президента, меняли водительские удостоверения, срок действия которых истекает как раз в этом году.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах