Примерное время чтения: 8 минут
156

Космос Ирины Терешковой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10 06/03/2011

Русская женщина, как известно, и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет. В канун весеннего праздника 8 Марта корреспондент "АиФ-Камчатка" познакомился с не менее отчаянной представительницей слабого пола. Ирина ТЕРЕШКОВА - младший инспектор отдела охраны ФБУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю. А проще - охранник в колонии строгого режима.

Если честно, то до нашей встречи Ирина Петровна представлялась мне суровым человеком, эдакой железной леди. Казалось, что именно так должна выглядеть дама-охранник. Но за колючей проволокой меня встретила милая женщина, с добрым взглядом и приятным голосом. И было сложно поверить, что каждый день она сталкивается с той стороной жизни, о которой большинство обычных людей знают только понаслышке или из кинофильмов на криминальную тему.

...В этом году исполнится 10 лет, как Ирина Терешкова работает в колонии. Как говорит она сама, это годы тяжелого труда и воспитания духа...

Из ателье - в колонию

- Я помню даже день, когда впервые пришла сюда работать, это было 29 августа 2001 года. Приближалось 1 сентября, и мне надо было отправлять старшую дочь в школу...

Наверное, нет такого человека, который бы мечтал работать в колонии. И если бы мне кто-то сказал, что я буду здесь, - не поверила бы. Хотя планировала поступить на юридический факультет сразу после школы. Учителя отговорили. И после 10 класса поехала в Хабаровск, где отучилась на модельера-конструктора. Получив диплом, стала работать в ателье. Когда его закрыли, устроилась в детский сад, после него 6 лет преподавала в школе труды, ОБЖ, черчение и рисунок. Я люблю детей, заниматься с ними мне всегда очень нравилось. Но так сложились семейные обстоятельства, что я осталась с дочкой и сыном одна, а их нужно было как-то поднимать, быть и мамой и папой в одном лице... А форма дома на вешалке хоть как-то компенсировала детям отсутствие папы.

- Вы никогда не сравнивали колонию со школой?

- Даже в шутку говорила: "Тех, кого мы не воспитали в школе, приходится воспитывать здесь". Но нельзя сказать, что работать в колонии легче или сложнее, чем в детском саду или в школе. В каждом деле существуют свои особенности.

- До работы здесь вы держали оружие в руках?

- За исключением уроков начальной военной подготовки в школе, я с оружием и не сталкивалась. Разумеется, в первый день работы автомат в руки не дали. Сначала я изучала документацию, условия применения оружия, прошла обучение в учебном пункте, где меня научили стрелять, сдала экзамены...

Через "не могу"

- Трудно было?

- Не каждый человек может осилить такую нагрузку. Даже мужчины не выдерживают, уходят. Сложно не просто физически, здесь нужна дисциплина, моральная устойчивость, особая выдержка, иногда приходится что-то делать через "не могу". Представьте ситуацию: объявлено "усиление периметра", и ты одна ведешь патрулирование ночью в пургу, в холод. Такое не каждой женщине под силу, многие уходили со слезами. А у кого-то сдавали нервы после первого выстрела. На этой работе нужны хорошая физическая подготовка и крепкое здоровье. Устал, хочешь спать - все равно надо выполнять свои обязанности.

- Как семья к этому относится?

- Мои дети знают, что мама может убежать на работу по тревоге в любое время: выходные, праздники - не важно. Для семьи это, конечно, тяжело. Не каждый муж, особенно если он из гражданских, поймет и поддержит. У нас в колонии, кстати, работает психологическая служба, она помогает не только осужденным, но и нам, сотрудникам. Например, найти решение в каких-то семейных проблемах, избавиться от беспокойства, чтобы домашние неурядицы и личные переживания не отражались на нашей работе.

- У вас никогда не было ощущения, что вы тоже отбываете наказание?

- Иногда... Недавно видела фильм, там был такой момент: осужденный говорит начальнику тюрьмы: "Как я вам завидую, вы на свободе, у вас столько возможностей". А начальник ему отвечает: "А я завидую тебе - у тебя была жизнь до и будет после, а у меня только работа, работа, работа...".

- А мягкому сердцу, на ваш взгляд, есть место в исправительной колонии?

- Знаете, я для себя так решила: пусть у меня будет мягкое сердце к моим детям, близким и друзьям. А здесь... Если ты пришел сюда работать, то будь готов к грузу ответственности, который ты должен с достоинством нести. И осужденные несут свою ответственность за то, что совершили. Я, кстати, совсем немного сталкиваюсь с ними, лишних слов не говорю. А если и бывает разговор, то он очень короткий и специфический...

Есть слово "надо"

- Работа за колючей проволокой меняет характер?

- Наверное, я стала жестче и закаленнее. Сейчас меня уже сложнее провести, чем-либо напугать. По-другому отношусь ко многим вещам. Сейчас я работаю на КПП: впускаю, выпускаю людей, досматриваю транспорт. Контроль у меня очень жесткий, все делаю по букве закона, с соблюдением правил. И неважно, кто передо мной: осужденный, ребенок, женщина или генерал... Ситуации бывают разные, не каждый хочет соблюдать порядок, из-за этого иногда происходят конфликты. Но охрана не идет на компромиссы, может, поэтому нас испокон веков и не любят.

- А дома компромиссы возможны?

- На моем примере дети знают, что есть слово "надо". Например, не хочется ребенку в школу, но он не будет канючить, а встанет и все равно туда пойдет...

- Каково вам работать в мужском коллективе?

- Мы говорим так: "У нас на работе нет женщин, есть только сотрудники". И женщины выполняют обязанности наравне с мужчинами. И снег кидаем, и, если надо, бороним контрольно-следовую полосу. Регулярно сдаем зачеты по физической подготовке. Отжимаемся, бегаем, упражняемся в приемах самообороны. В прошлый раз стрельбу я, кстати, сдала на отлично - выбила три из трех.

- Эти навыки вам хоть когда-нибудь пригодились?

- Нет. В мою смену экстремальных ситуаций не случалось. А моя коллега однажды произвела предупредительный выстрел в воздух, предотвратив попытку побега. Она сделала все правильно, не растерялась, несмотря на то, что была новичком, только пришла на работу.

Знаменитая фамилия

- Как вы собираетесь на службу?

- Спасибо руководству, несколько лет назад предоставили мне однокомнатную квартиру очень близко к работе. Поэтому встаю не слишком рано, есть время спокойно собраться. А рабочий день начинается в 8 часов с проверки документов, построения, постановки текущих задач, доведения информации о том, что произошло в колонии, медицинская и психологическая служба проверяют, в каком состоянии люди вышли на работу... Как видите, у нас все очень строго.

- Вы представляли Камчатку на Дальневосточном конкурсе "Мисс УИС - 2007". Расскажите, как это было?

- Очень интересно, хотя и сложно. В рамках конкурса участницам, работающим в уголовно-исправительной системе, нужно было продемонстрировать как физическую подготовку, так и творческие способности. Я, например, читала стихи, а кто-то пел или танцевал. По итогам состязаний мне вручили приз зрительских симпатий...

- У вас знаменитая фамилия. Никогда себя не сравнивали с космонавтом Валентиной Терешковой? Ведь вы тоже делаете не совсем женскую работу...

- Когда впервые прошла медкомиссию, я сказала про себя: "Ну, теперь я могу лететь в космос. Только на низких высотах".

ДОСЬЕ

Ирина Петровна Терешкова, прапорщик внутренней службы, родилась в г. Текели (Казахстан). Когда ей было 13 лет, семья переехала в Пенжинский район, и школу Ирина окончила в селе Каменское. По образованию модельер-конструктор, юрист. В уголовно-исправительной системе работает с 2001 года. Сын - школьник, дочь - студентка.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах