Российское правительство подготовило проект постановления "О внесении изменений в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. No 1090".
Одним из его пунктов стала норма, согласно которой транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, а также опасных грузов, должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. При отсутствии данного оборудования вышеназванный транспорт с 1 января 2011 года не имеет права выходить на маршрут.
На всё про все у автомобилистов России, и Камчатки в частности, осталось три месяца. За это время им предлагается экстренно изыскать несколько миллионов рублей на приобретение и установку системы. Причем внедряет ее в Камчатском крае на сегодняшний день единственная компания - технологический партнер, официальный представитель одного из трех производителей ГЛОНАСС в стране.
Смогут ли наши перевозчики выдержать такую финансовую нагрузку? Сможет ли дилер оборудовать транспорт за столь короткое время?
Эти вопросы стали главными на совещании Союза автомобилистов Камчатки с руководителями транспортных компаний, прошедшем на прошлой неделе.
Прежде всего, региональных перевозчиков "обрадовал" распространитель ГЛОНАСС на Камчатке. Выяснилось, что система контроля за передвижением транспорта обойдется в 21-23 800 тысяч рублей, ее монтаж - 4 тысячи рублей, а абонентская плата в месяц - 1 200 рублей. В среднем - это почти 30 тысяч рублей за единицу техники.
Контроль и деньги
Представитель Центра стандартизации и метрологии, в свою очередь, сообщил, что все приборы и средства измерения, которые существуют на Камчатке, должны иметь сертификат и заноситься в Государственный реестр средств измерений. Стоит это 1000-1100 рублей в год. Всё за ту же единицу техники. Зато после установки ГЛОНАСС, как отметил дилер, оборудование "замкнется" на региональный диспетчерский центр, таким образом станет доступной реальная картина передвижения транспорта.
"Смысл применения системы ГЛОНАСС в том, чтобы использовать информацию для диспетчеризации транспортного потока, мониторинга, предотвращения ДТП и экстренного реагирования на аварии", - сказал технологический партнер. С помощью внедрения системы мониторинга, по его словам, сразу же виден экономический эффект - нет несанкционированных пробегов, упорядочивается расход топлива. А если предусмотреть рабочее место диспетчера, то можно наблюдать за транспортом в режиме он-лайн.
Кто-то из предпринимателей согласился с полезностью новой системы, но большинство перевозчиков Петропавловска доводы агента не убедили. Они не узрели в ГЛОНАСС прямой выгоды для города, однако увидели во всем этом прямую связь с повышением стоимости проезда. Потому что, чтобы "оглонассить" 250 автобусов одного муниципального предприятия, потребуется 7,5 млн рублей.
Одна дорога
Иначе как с рядовых пассажиров эти деньги взять неоткуда. Поэтому с нового года пассажиров Камчатки может ждать совсем не новогодний сюрприз.
Александр Сабуров, начальник Управления транспорта и дорожного хозяйства мэрии Петропавловска:
- Все мы знаем наш город, у нас фактически одна дорога, и я не слышал, чтобы кто-нибудь когда-нибудь угонял автобус. А расход топлива, пробег и все прочее руководитель и так спрашивает с водителя. Стало быть, зачем на Камчатке нужен ГЛОНАСС? Это дополнительные вынужденные затраты транспортных предприятий. И, поверьте, расходы, о которых нам рассказали, на этом не закончатся. Как после этого оказывать качественные и дешевые услуги населению по перевозке?
Иван Бень, руководитель транспортного предприятия:
- До сентября 2011 года, согласно тем же изменениям в закон, мне надо поменять 17 единиц техники. Умножьте 17 на 1 млн 300 тысяч рублей - и получите минимальную сумму затрат. Как вы думаете, что для меня важнее - поставить эту систему-игрушку или поменять автопарк? Кому надо меня контролировать, тот пусть и ставит ГЛОНАСС.
Добавим, что по результатам совещания мнения камчатцев были отправлены в Минрегионразвития РФ, так что, возможно, предприниматели получат не только отсрочку по времени на выполнение всех технических мероприятий, но и помощь в лице региональных властей.
Впрочем, приглашенные на заседание руководители Агентства транспорта и Министерства инвестиций и развития предпринимательства Камчатского края заинтересованности в проблеме ГЛОНАСС не проявили...