Главные темы новостей последних недель - экономический кризис и беспрецедентные меры правительства по его преодолению. Одними из первых заботу российских властей почув.ствуют на себе дальневосточные автолюбители.
В минувший четверг премьер В. Путин подписал Постановление "О внесении изменений в таможенный тариф в отношении некоторых моторных транспортных средств".
Разговоры о повышении пошлин на подержанные иномарки получили документальное подтверждение. В концерне "АвтоВАЗ" это решение приняли с воодушевлением, на радостях объявив о скором удорожании "Жигулей".
Информагентства сообщают, что постановление бьет, в первую очередь, по автолюбителям, привыкшим к недорогим иномаркам. Хотя выражение "недорогие иномарки", по большому счету, уже давно не отражает сути вещей. Подержанные автомобили - товар, мягко говоря, недешевый. За последние четыре года они подорожали в два раза. А теперь станут еще дороже: по одним оценкам - на 10 %, по другим - на 50. Эксперты прогнозируют падение спроса на продукцию японского автопрома и, как следствие, увеличение числа безработных на Дальнем Востоке. Ведь наша автомобильная инфраструктура (ремонт, запчасти и т. д.) рассчитана, главным образом, на япон.ские автомобили.
Увеличение таможенного тарифа - уже второй за полтора месяца удар по дальневосточному автобизнесу. В ноябре правительство в несколько раз подняло пошлины на ввоз кузовов, поставив крест на импорте популярных в народе автоконструкторов (машин, ввезенных в разобранном состоянии, как запчасти, заново собранных в России и зарегистрированных под документы от другого автомобиля. - Ред.).
Цены растут, спрос не падает
"Раньше растаможка кузова стоила меньше тысячи евро, сейчас - не менее пяти тысяч, - рассказывает автоэксперт Станислав Степанов. - Думаю, конструкторы в Петропавловск больше никто завозить не будет. Сотням людей, которые занимались этим бизнесом, придется либо очень сильно затянуть пояса, любо зарабатывать на хлеб чем-то другим. Все они, естественно, понесут большие убытки. Многие коммерсанты накупили под будущие конструкторы документы. Теперь ими можно разве только печку топить... Впрочем, пострадали не только предприниматели, но и простые граждане. Раньше у них была возможность сэкономить на покупке автомобиля - конструктор стоил на несколько тысяч долларов дешевле готовой иномарки. Теперь такой возможности нет".
На петропавловских авторынках машины уже подорожали на 15 - 30 тысяч рублей каждая, в зависимости от модели. Пошлины, правда, здесь ни при чем. Продавцы объясняют это явление ростом курса доллара. В Японии-то они расплачиваются твердой валютой, да и таможня наша исчисляет пошлину не в рублях, а в евро. Цены растут, но спрос на иномарки пока не падает.
"Финансовый кризис, конечно, влияет отрицательно. Банки перестали давать автокредиты, у потенциальных покупателей уменьшаются доходы. Но все эти моменты нивелируют слухи о повышении пошлин. Люди, у которых есть деньги, стараются покупать машины до Нового года, - говорит специалист по внешнеэкономическим связям одной из компаний Максим Крючков. - Что будет дальше - сложно сказать. Узнаем через пару месяцев. Но морально мы готовимся к тому, что продажи все-таки упадут".
А мы крепчаем...
Сейчас самая дешевая подержанная иномарка без пробега по дорогам России стоит в Петропавловске от 200 тысяч рублей. Ненамного меньше, чем новые "Жигули". Но дальневосточники продолжают голосовать своими рублями, долларами, евро и иенами за японских производителей.
Однако правительство эти голоса не учитывает. Сами московские чиновники уже давно ездят на БМВ, "тойотах", "мерседесах", но обыкновенных жителей страны упорно пытаются подсадить на продукты жизнедеятельности отечественного автопрома. Ему уже 15 лет помогают встать на ноги. А он не встает. Китайцы, к слову, свою первую оригинальную легковушку выпустили 8 лет назад. Сегодня они уже завоевывают зарубежные рынки, в том числе и российский.
Новые произведения АвтоВАЗа и эту конкуренцию, увы, не выдерживают. Но наш автомобильный гигант не отчаивается, продолжает выпускать модели, проверенные десятилетиями - "пятерки", "семерки". Полагая, наверное, что они, как коньяк, со временем только крепчают. Так продолжается из года в год. Правительство повышает пошлины, перекладывая деньги автолюбителей в свой карман, простите, бюджет. Дальневосточные водители отвечают акциями протеста - сжигают на митингах чучела "ТАЗов" (так в простонародье называют продукцию Волжского автозавода), собирают подписи с требованием отменить "драконовские" пошлины.
Ничего не помогает... А ведь была интересная идея - подарить президенту Путину подержанную иномарку, например, "Тойоту-Короллу", по цене новой "Лады-Калины", чтобы он смог почувствовать разницу. В Приморье даже начался сбор средств. Надо было набрать 250 тысяч рублей, а собрали всего 110 тысяч. Машину Путину так и не купили.
Прелести езды на дальневосточном народном автомобиле остались неведомы нынешнему премьер-министру. Может, поэтому и поднялись пошлины?
ЦИФРЫ
На Камчатке зарегистрировано около 125 тыс. единиц транспортных средств.
На 1 000 жителей Петропавловска приходится около 400 легковых автомобилей. Почти 90 % из них - японские.
(По данным Камчатстата)
АВТОРЫНОК
Цены на подержанные иномарки с пробегом в Петропавловске-Камчатском (середина декабря 2008 г.)
Toyota Land Cruiser Prado, 1997 г. в. - 700 000 руб.
Toyota Hilux Surf, 1998 г. в. - 550 000 руб.
Mitsubishi Delica, 2000 г. в. - 550 000 руб.
Mitsubishi Pajero, 1994 г. в. - 355 000 руб.
Honda HRV, 1999 г. в. - 350 000 руб.
Suzuki Eskudo, 1998 г. в. - 280 000 руб.
Subaru Legasy, 2000 г.в. - 270 000 руб.
Nissan Avenir, 2000 г. в. - 220 000 руб.
Toyota Caldina, 1994 г. в. - 165 000 руб.
Toyota Vista, 1997 г. в. - 165 000 руб.
Mazda Сapella, 1997 г. в. - 160 000 руб.
Honda Civic Ferio, 1996 г. в. - 135 000 руб.
Toyota Corona Exiv, 1993 г. в. - 130 000 руб.