Ровно 15 лет назад, в январе 1992 г. правительство отпустило цены, и на прилавках петропавловских гастрономов появились колбаса и сыр.
конечно, не по прежней цене 2.20, но в свободной продаже, без нервных очередей ("Вас здесь не стояло!"), без талонов. Правда, на просьбу покупателей отрезать кусочек продавцы не переспрашивали, как сейчас: "Вам какой колбаски?" или "Вам какого сыра?" И того, и другого было по одному виду, но многие горожане и не могли себе представить, что колбасы и сыра может быть много сортов. В свободной продаже появились и другие вчерашние дефициты: бананы, конфеты, мясные консервы, хорошие книги.
Появились диковинки: йогурты, порошки "Зукко", "Тампексы". Не на всем были этикетки на русском языке, поэтому возникали казусы. Однажды в городе поднялся шум: "Под видом человеческой еды демократы травят горожан собачьими консервами! Долой демократов!" - призывали коммунисты. Причиной паники стало слово ДОГ на консервной банке с консервированными сосисками - ДОГАМИ (собаками). Однажды пассажиры, вылетающие из Елизовского аэропорта, увидели, как в самолет загружают сыр. Возмущенные люди дозвонились в редакцию местной газеты: как же так, наш сыр увозят, мы без сыра останемся!
Руководители торговли им пояснили - без сыра мы УЖЕ не останемся, просто нашелся предприниматель, который купил много камчатского сыра, потому что у них в Хабаровске он дороже - это рынок!
Постепенно стали решаться другие проблемы. Появились частные такси. По городу начали курсировать раздолбанные "Запорожцы" и УАЗ-462 с шашечками на борту. Потом на маршруты вышли настоящие корейские микроавтобусы. Кстати, ощущение такое, что водители многих из них до сих пор те машины так и не поменяли.
Не зная о том, что это такое, многие камчатцы впервые столкнулись с "контрафактом". С черными, как смола, и дурно пахнущими кубиками "Кнорр". С кроссовками "Адидас", которые расползались через неделю. С "настоящей немецкой водкой "Распутин". С зажигалками "Ронсон" и часами "Роллекс", которые ломались через сутки. С магнитофонами "ПанасоникС".
В кинотеатре "Камчатка" открылся офис "Хопер - инвеста" (этой компании городские власти даже выделили место под строительство гастронома). УТРФ ушло в частные руки. Заработали частные кафе.
Начались чудеса с деньгами. Зарплаты стали измеряться тысячами. Из-за этого стало не хватать "налички". В обороте появились 5-тысячные купюры. При выдаче зарплаты такую банкноту иногда выдавали на двоих - разменивайте сами! Еще через год-два все стали миллионерами.
Все это объяснялось экономическими реформами. Ветераны возненавидели Е. Гайдара и ностальгировали по Сталину. Доводы о том, что Гайдар насытил прилавки и избавил страну от талонов тем же способом, что и отец всех народов 45 лет назад, мало кого убеждали...
Потом придет "черный вторник", пьяный Ельцин будет дирижировать немецким оркестром, в Москве расстреляют Верховный Совет, начнется чеченская война, утонет танкер с топливом для Камчатки, случится дефолт, в Петропавловске начнутся отключения света...
Но все это будет потом. А в январе 1992-го в Петропавловске в свободной продаже появилась колбаса.