Примерное время чтения: 8 минут
125

Страшилка для двоечника

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39 24/09/2008

Почему камчатские выпускники завалили ЕГЭ по математике, нахватав больше всех неудов в стране, как двоечники умудряются поступать в институты и почему зарплата помощника воспитателя в детском саду чуть больше, чем стипендия отличника в вузе? На эти и другие вопросы корреспондента "АиФ-Камчатка" ответил министр образования Камчатского края Виктор ТЮМЕНЦЕВ.

Задачи третьего уровня

- Виктор Леонидович, за прошедший учебный год в рядах противников ЕГЭ заметно прибыло...

- Напротив, я считаю, что за два года нам удалось изменить негативное отношение к ЕГЭ. Страшилки родились, когда система была закрытой, и попасть на экзамен никто из посторонних не мог. Но едва мы открыли двери на ЕГЭ для общественных наблюдателей, многие вопросы отсеялись сами собой. Оказалось, что здесь нет стрессовых ситуаций, все проходит четко, организованно, и дети не падают в обмороки при входе в аудиторию. Хотя сам экзамен подразумевает очень высокую мобилизацию школьника и особые условия работы - ему здесь никто не подскажет, не подставит нужную запятую. Кстати, чистота проводимого на Камчатке экзамена достаточно высока, хотя я не исключаю, что есть внешние воздействия. Как бы мы ни критиковали ЕГЭ, он максимально объективен и позволяет оценить уровень подготовки. Хотя, конечно, потенциал учащегося измерить он не может. Согласитесь, раньше четверка или пятерка ценились по-разному - в зависимости от рейтинга школы и даже региона. А ЕГЭ поставил оценки на один уровень, и их "вес" одинаков по всей стране.

- Правду говорят, что даже учителя не могут справиться с заданиями по ЕГЭ? Вы сами не пробовали?

- Задания по ЕГЭ сложны, особенно задачи третьего уровня. У меня, к сожалению, пока не было возможности их решать, но, как физик по образованию, думаю, четверку получил бы с большим трудом. Кстати, экзамены в формате ЕГЭ мы ввели на курсах повышения квалификации - каждый учитель сдает свой предмет. Оценка должна быть не ниже четверки, а для учителя высшей категории - только пятерка.

- Почему школьники завалили ЕГЭ в этом году?

- Результаты по русскому языку у нас даже лучше, чем в среднем по стране на 1,5%. А по математике мы рассчитывали, что будет процентов 16-17 двоек, но получилось 24,5% (в России - 23,5%). То есть практически каждый четвертый получил двойку. Я объясняю это тем, что решение об "обязательности" ЕГЭ по математике было принято зимой, после того как был подписан приказ о проведении ЕГЭ этого года. И правила игры для нас определились только в марте. Мы обязали всех учащихся сдавать ЕГЭ по математике, хотя число предварительно заявившихся сдавать этот экзамен не превышало трети - около 1200-1300 человек. На плохие оценки могло повлиять и протестное настроение - когда ребята уходили с экзамена через 20-30 минут после его начала. Были и такие факты. Потому что правила проведения экзамена в этом году защищали выпускников: ты пишешь на двойку, а в аттестат все равно идет тройка. На будущий год этого уже не будет.

"Плюс один" отменят

- Станет ли неуд помехой высшему образованию? Известно, что некоторые филиалы вузов принимали аттестаты с 18 баллами, что по системе ЕГЭ соответствует твердой двойке.

- Действительно, вступительные испытания в вузы показали, что средняя оценка - меньше трех баллов. Почти из пятисот человек, которые сдавали экзамены, более половины получили двойки по тому или иному предмету. И тем не менее часть из них сегодня учится. А все потому, что правила вузов в этом году позволяли принимать абитуриентов по баллам ЕГЭ, которые вузы определяли самостоятельно. Брали и с 25-ю, и с 18 баллами. Свыше 15% выпускников были приняты в вузы с двойками! Особенно это касается коммерческих групп и заведений, где обучение проводится на платной основе. Опять же - в следующем году такого не будет. Мы против того, чтобы вузы максимально "задирали" планку оценки, хотя это можно оправдать высоким конкурсом, но с другой стороны, нельзя опускать планку при поступлении в вузы ниже школьной тройки. Открывать двери института человеку, который не освоил школьную программу, лишено всякого смысла, и министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко пообещал, что законодательно эта норма будет закреплена. В вузе даже за деньги должен учиться достойнейший.

- Если отменят повышающий коэффициент "плюс один", ученик будет выходить со справкой, как раньше? Можно ли пересдать неуд?

- У двоечников наверняка появятся проблемы, потому что аттестат с двойкой по закону выдавать нельзя. Этот вопрос должен быть решен до начала 2009 года. Равно как и не ясно, что вообще будут сдавать школьники на следующий год - какие экзамены обязательные, какие по выбору. А пересдать ЕГЭ учащимся можно, но только через год. Кстати, сама оценка действует полтора года. Это позволяет дважды использовать ее на вступительных экзаменах.

О школьной форме и питании

- Виктор Леонидович, были времена, когда накрашенных школьниц вызывали на педсовет... Вас не смущает внешний вид учащихся?

- Внешний вид школьников нужно однозначно приводить в порядок, потому что учащийся должен быть элегантным и аккуратным. А нынешняя демократия в форме одежды уже, по-моему, не имеет предела. Хотя вот вам пример. Недавно мне позвонила одна родительница и сказала, что в школе, где учится ее ребенок, обязали мальчиков носить пиджаки, а ее сын хочет ходить в свитере... Однако в этом случае необходимо подчиниться правилам, принятым органом самоуправления школы, либо переходить в другое учебное заведение, где нет жестких требований. Вообще, система традиций, я считаю, должна воспитываться в каждой школе. Например, я недавно был в Хаилино, так там девочки ходят в школьной форме старого образца!

- Недавно Роспотребнадзор РФ утвердил новые санитарные правила, согласно которым большинство продуктов исключается из рациона школьников и воспитанников детских садов. Чем же кормить детей?

- Проблем прибавится, потому что принятые СанПины (Санитарные правила. - Ред.) подразумевают не только изменение структуры питания, но и повышенные требования к помещениям и оборудованию школьных столовых. Все они, как известно, были построены несколько десятков лет назад, и привести их в нормальное состояние очень сложно. Сегодня столовая в школе, по сути, - это заготовочный цех, начиная от разделки сырья и до выхода готовой продукции. А по новым правилам нужно максимально уйти от использования сырья. Но положительные примеры у нас есть. Например, в Вилючинске на базе школы есть столовая, которая является цехом по подготовке полуфабрикатов для организации питания в других учебных учреждениях. Подобная система со временем будет выстроена и в Петропавловске, и в Елизовском районе. В сельских школах соответствовать требованиям будет труднее, хотя в новых школах в Никольском, в Хаилино, в Тиличиках производственные площади больше стандартных почти в три раза. Эти цеха созданы именно так, как предусматривает СанПин, и оборудование там соответствующее. Что касается питания, то, понятно, ограничения более чем по сорока наименованиям продуктов введены с целью сохранения здоровья детей. Но у нас уже разработаны примерные меню для каждой возрастной категории детей, которые в целом созданы на основе рекомендаций Роспотребнадзора. Однако здесь палка о двух концах - накормить дешево и вкусно очень трудно. И потом, зарплата работников столовой просто мизерная - три, максимум пять тысяч рублей в месяц! На последнем месте только уборщица. Зав.производством в школьной столовой получает семь тысяч рублей... Эти деньги вряд ли прибавляют энтузиазма.

"Воспитатель" - звучит не гордо...

- На Камчатке планируется открыть свыше 40 новых детских садов примерно на 8 тысяч мест. Средняя зарплата учителя - 22 тысячи рублей, воспитатель получает на руки 9 тысяч, его помощник - 4-5 тысяч рублей. Кто пойдет работать в детские сады?

- Воспитателей мало, потому что профессия не престижна и зарплата мала. Более того, у нас практически вдвое сократилось число приема на дошкольное отделение в Камчатский педагогический колледж. С 1 января 2009 года зарплата повысится, но незначительно. А вообще, эти вопросы решаются в зависимости от полномочий. Работникам школы платят из краевого бюджета, а работникам дошкольных учреждений - из муниципального. Мы, в свою очередь, разрабатываем рекомендации для "дошкольников", чтобы утвердить базовую ставку оплаты их труда не ниже МРОТ. Но беда в том, что сегодня МРОТ на Камчатке и в Подмосковье одинаков - 2 тысячи 300 рублей, коэффициенты и надбавки при расчете в этой ситуации не учитываются. Со следующего года МРОТ будет составлять 4 тысячи 300 рублей, но вряд ли это сделает погоду. Повторюсь, зарплата воспитателя зависит только от возможностей муниципалитета.

Фото Анастасии Ерохиной

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах