В последнее время на разных уровнях немало говорится о том, что многим учителям грозит увольнение, а часть школ закроется.
И что виной всему - переход на нормативно-подушевое финансирование (НПФ). Чтобы прояснить ситуацию, наш корреспондент встретился с заместителем начальника областного управления образования В. Тюменцевым.
- Проблема есть, но она решаема, - считает В. Тюменцев. - Введение новых финансовых механизмов в школах поможет решить несколько важных задач. Поступление финансовых средств напрямую школе даст ей самостоятельность в распоряжении этими средствами. Большая часть этих денег будет предназначена для зарплаты педагогов и других работников школы. Меньшая - для покупки оборудования, литературы, канцтоваров, мела и т. д.
Средства на многое другое, без чего школе не обойтись (например, ремонт столов или туалетов, на детские завтраки и оплату услуг ЖКХ), в этот транш не входят. Подобные нужды оплачиваются из муниципальных бюджетов.
Именно так, в качестве эксперимента, финансируются сегодня школы N 1, 3, 43 в Петропавловске, школа N 8 в Елизово, школа в Паратунке и школа N 1 в Вилючинске.
Второй задачей, которую призвано решить НПФ, В. Тюменцев назвал повышение конкурентоспособности школ.
В Петропавловске обучение одного ученика "стоит" почти 40 тыс. руб. в год. Умножьте эту сумму на количество учащихся, и получится годовой бюджет городской школы. Поскольку, как отметил В. Путин, "деньги должны следовать за учеником", каждой из школ придется бороться за наполняемость классов. А значит, там будут думать о том, как обеспечить не только высокий уровень образования, но и высокое качество горячего питания, чистоту помещений, о том, чтобы у школы были авторитет и доброе имя. Демографическая ситуация в Петропавловске такова, что мест в школах больше, чем детей школьного возраста. И у родителей есть возможность выбирать для своего сына или дочери образовательное учреждение получше.
Естественно, возникает вопрос: насколько корректно говорить о конкуренции и рентабельности в столь деликатной сфере, как обязательное среднее образование. Ведь школа - не ресторан, не фирма такси, не супермаркет.
Да, согласен В. Тюменцев, опасность перейти грань между экономической выгодой и образованием, есть. И поэтому важно найти золотую середину, чтобы экономическими эффектами не порушить систему образования.
- Есть микрорайоны, где в пределах доступности для школьников работают 4-5 средних школ, рассчитанных на большое количество учеников, но незаполненных. Экономически и педагогически это нецелесообразно. И есть отдаленная Чапаевка, где школа одна, а учеников всего 70. Финансировать ее "подушево" бессмысленно. Закрыть - негуманно. Здесь необходимо находить резервы и оптимальные решения внутри системы. Мы сохранили всю сеть школ области, но она сегодня неадекватна демографической ситуации в регионе. В конкретной ситуации выход был найден в превращении школы N 9 в базовую, насыщенную всеми ресурсами, а чапаевской - в ее филиал.
- Затронет ли процесс перехода на НПФ личные интересы учителей?
- Конечно, интересы некоторых работников он затронет. В первую очередь тех, кто содержался в школах искусственно, на "липовых" ставках.
- Среди доводов против НПФ есть такой: можно было оттянуть его введение года на 3-4.
- Такая информация неверна. Закон об образовании, другие законодательные акты требуют закончить переход на НПФ до 2009 года. Такую же задачу поставил и Президент.
Цифры
Сколько в Камчатской области школьников
1996 год - 55 тыс. Из них первоклассников - 6 тыс. Выпускников средней школы - 5 тыс.
2007 год - 31 тыс. Первоклассников - 3 тыс. Выпускников - 2700 (в 2008 году будет 2400, в 2009 году - 1900).
В школах области работает 2500 учителей.
Средняя зарплата учителя - 16 тыс. руб.
В школах, включенных в эксперимент по НПФ - 19 тыс. руб.