Примерное время чтения: 9 минут
196

Я - молодой (16.07.2007)

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29 17/07/2007

Экстремальное искусство граффити

Увидев на стене жилого дома рисунок, возникший за ночь, кто-то из жителей Петропавловска возмутится, а кто-то будет восхищен альтернативной формой современного искусства.

Сегодня мы узнаем, что представляет собой граффити на нашем полуострове у человека, непосредственно занимающегося созданием подобных настенных произведений, "райтера" под псевдонимом "aero83".

- Сейчас на Камчатке действует около 4-х команд, занимающихся граффити на более-менее профессиональном уровне. Хотя следует оговориться, что профессионализм райтеров на Камчатке, мягко говоря, весьма относителен. У ребят просто есть любимое дело. Никто, скажем, не выезжает на фестивали в Москву или Питер, не говоря уже о Европе. Конечно, на Камчатке проводятся свои фестивали. Однако их организация изначально неверна. К ней привлекаются спонсоры, представители администрации. Ни те, ни другие не могут объективно судить и выбирать победителей, они просто не знают всего разнообразия правил, критериев, по которым должна оцениваться работа.

- В граффити действительно так много правил?

- Да, немало. При этом, разумеется, используется и своя терминология. Допустим, байтом называется копирование чужого стиля, плагиат. Это совершенно недопустимо для уважающего себя райтера. Или, например, биф - вражда между командами. И у нас в городе такое было - гараж на Новом рынке несколько раз перекрашивали две враждующие команды, накладывая свою работу поверх произведения противника.

- А насколько легально такое творчество?

- Вообще все граффити можно условно разделить на легальное и нелегальное. Вариант, что тебя заберут в отделение, не исключен. Если есть возможность договориться с кем-то - мы это делаем. Если же нет - рисуем ночью. Это добавляет адреналина, ведь это можно сравнить с неким экстремальным видом спорта.

- Если не секрет, каковы расходы и доходы райтера на Камчатке?

- С 2005 года на Камчатке стало возможным приобрести фирменную краску "Монтана", разработанную специально для граффити. Она стоит около 200 руб., и это действительно качественная продукция. Раньше о таком не приходилось и мечтать - пользовались обычными баллонами с краской для автомобилей. Деньги на краску можно заработать, выполняя коммерческие заказы. Но этот труд уже нельзя назвать граффити - ты просто делаешь работу в качестве художника-оформителя, не более.

- Как ты считаешь, граффити на Камчатке будет развиваться?

- Сложно сказать, для этого нужен какой-то стимул, толчок. В 1999 году таковым стал приезд московского райтера Баскета, после чего многие стали рисовать. По большому счету, до этого у нас вообще не существовало граффити. Но его тогда не все поняли правильно - в этом огромный минус моды на это искусство. Многие считают, что если что-то нарисовано на стене, да еще и баллончиком - уже граффити. На самом деле это не совсем так. Город начинает "задыхаться" от корявых работ неопытных новичков.

Граффити (от греч. писать) - надписи или рисунки на стенах зданий и переходов, вагонах поездов, а также заборах и прочих вертикальных поверхностях. Граффити зародилось в конце 1960-х, когда житель Нью-Йорка начал выводить свой творческий псевдоним "Taki 183" на стенах и станциях метро по всему Манхэттену. Сегодня это, пожалуй, самая современная и демократичная интерпретация визуального искусства. Нанесение граффити на здания и сооружения без разрешения владельцев этих объектов трактуется в уголовном праве многих стран как вандализм. Мнение

Александр Давыденко, начальник УЖКХ Петропавловск-Камчатского городского округа:
- Я противник того, чтобы молодежь изрисовывала жилые дома. Как правило, мы закрашиваем надписи и рисунки на стенах домов, особенно, если они имеют хулиганский характер. Однако, если рисунок действительно красивый и эстетически привлекательный, есть вероятность, что мы его оставим. Кстати, я не имею ничего против того, чтобы молодые люди наносили граффити на подпорные стенки и другие элементы благоустройства.

Жизнь без препятствий

Стены, крыши, заборы - все это препятствия для обычного человека. Но только не для трейсера. Для трейсера преград не существует вообще. Его сознание позволяет ему, преодолевая препятствия, проложить дорогу там, где нравится, а не там, где это принято.

Трейсер - это человек, занимающийся паркуром. Паркур, в свою очередь, - это дисциплина, заключающаяся в быстром преодолении препятствий.

Глядя на трейсера, выполняющего с легкостью невероятные трюки в воздухе, кажется, что повторить их несложно. На самом деле за этой легкостью стоят упорные тренировки и множество травм. Кто-то ломает руку, у кого-то в арсенале - сотрясение мозга. У Вячеслава Кваста, основателя движения паркур на Камчатке, не так давно обнаружили двойной компрессионный перелом позвоночника. Правда, это не смогло его остановить, и он продолжает заниматься паркуром, каждый день рискуя получить очередную травму и остаться прикованным к кровати.

Чем же так манит это новомодное травмоопасное движение? "А ради чего тогда жить, если не заниматься паркуром? - удивляется Дмитрий Жебровский, один из тех, кто стоит у истоков этого стиля. - Жизнь без него скучна, я вообще не понимаю людей, которые занимаются, например, шахматами. Мы прыгаем через заборы, машины, перила, лазаем по стенам домов и делаем это технически красиво".

Дима давно хочет взобраться по стене 16-этажки. Уже несколько раз он обходил кругом самый высокий камчатский дом, прикидывая, как можно осуществить свою мечту, но в итоге пришел к выводу, что сделать это, в принципе, невозможно.

Тем не менее, зданий, подходящих для лазания, в краевой столице достаточно. "Больше всего мне нравится заниматься паркуром в недостроенном доме возле здания старого бассейна, - рассказывает Дмитрий. - Там нет лестниц, поэтому на втором этаже и выше бомжи не селятся, и все здание в моем распоряжении".

Паркур на Камчатке только набирает обороты (появился он всего год назад, в марте 2006 года), и уже на начальном этапе было понятно, что на полуострове он будет сильно отличаться от столичного. Так, трейсеры в крупных российских и европейских городах перепрыгивают по крышам рядом стоящих зданий, взбираются между стенами двух близко расположенных домов. "Архитектура Петропавловска совершенно другая - дома построены далеко друг от друга", - сетует еще один "паркуровец" Алексей Костин.

Паркур основан во Франции Давидом Беллем и Себастьяном Фука. Сочетает в себе особое мировосприятие, гимнастику, легкую атлетику, боевые искусства и билдеринг (лазанье по стенам).

3 тысячи за песню о магазине

Приехав на Камчатку пару лет назад, питерская группа "Крэк" вынесла неутешительный для камчатского рэпа вердикт: рэпа на полуострове практически нет.

Он представлен лишь одной командой - "East Side Pro". С того момента кое-что изменилось - старые группы качественно улучшили свои песни, появились новые рэп-команды. С одной из таких молодых и перспективных групп - "3NM" - мы и встретились на днях.

Денис Мазур и Григорий Дорошенко учатся в камчатских вузах, занимаются спортом, ходят на дискотеки. Казалось бы, обычные парни. Вот только год назад они решили создать свою группу. За это время сочинили более 10 песен, записали 7 "минусов", выступили на нескольких концертах, а пару недель назад им предложили записать собственный альбом.

- О чем вообще ваши тексты?

Г.: О разном. Есть у нас реклама магазина, есть песни о лете, о том, что люди натворили с миром. Последнюю мы подали сюжетно: Денис - положительный герой, я - отрицательный персонаж, прохожий, который живет в бешеном ритме, торопится на работу, спешит все успеть и вдруг встречает на улице человека, который проповедует, словно кричит: люди, осмотритесь! Глядите, к чему может привести такой образ жизни! Эту песню мы назвали "День смысла".

- Где вы записываете музыку?

Г.: Первую нашу песню записали у Дениса дома, но микрофон не позволил добиться хорошего качества, поэтому со временем мы хотим перезаписать композицию. Вторую помогли записать наши друзья из рок-группы "Реланиум", предоставив нам свою студию.

- Не планируете записаться в профессиональной студии?

Д.: Да, мы думаем об этом. Сейчас творчество начало приносить нам деньги, поэтому, как только у нас будет необходимая сумма для записи в студии - там за одну песню берут около 7 тысяч рублей, - сразу же запишемся.

Г.: А вообще у нас планов очень много. У Дениса румынские корни, он понимает этот язык, а я изучаю китайский. Думаем в скором времени написать песню на румынском, китайском и русском языках. Я, кстати, недавно был на практике в Китае, привез оттуда много музыки (в том числе и китайский рэп) и приехал из этой страны очень вдохновленный.

- Что можете сказать о состоянии рэпа на Камчатке?

Д.: Я считаю, рэп на полуострове только-только развивается, растет. Но сейчас для распространения камчатских рэп-команд появилась благодатная почва, ведь он стал очень популярен в России. И на Камчатке появилась возможность зарабатывать деньги - например, создавать рекламные песни о магазинах и других предприятиях. Раскрученные группы берут за такие песни до 3 тысяч рублей.

- Спасибо за беседу, удачи вам!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах