Недавно в Петропавловск прилетала комиссия Генеральной прокуратуры РФ, которая внимательным образом проверила, как на Камчатке претворяется в жизнь национальный проект "Здравоохранение". В прошлом году министр А. Фурсенко проверил, как широко по нашей области шагает проект "Образование". Судя по всему, и министр, и прокуроры остались довольны.
Но не только медицина и образование вошли в список приоритетных направлений социально-экономического развития страны. Есть в нем и проект, который называется "Развитие АПК". Какова судьба проекта на Камчатке, почему его выполнение никто не приезжает проверять? Эти и другие вопросы о ситуации в сельском хозяйстве области наш корреспондент задал заместителю председателя комитета по аграрной политике, земельным вопросам и продовольствию областного Совета В. Асмаеву.
- В проекте говорится о трех направлениях развития. Видимо, когда сельхозперепись выяснила, что у нас в стране после реформ и их углубления крупного рогатого скота осталось меньше, чем после войны, именно животноводство было вписано в проект под N 1. Но для того чтобы что-то развивать, в это надо сначала что-то вложить. В проекте никакие прямые вложения не предусмотрены. Нет там ни слова ни о развитии производства кормов, ни о новой технике, ни о новых технологиях, ни о повышении зарплаты дояркам. Как результат - только за прошлый год в области количество крупного рогатого скота сократилось почти на процент, овец и коз - на 6,5%, оленей - на 8,5%. Зато предусмотрены условия для кредитования.
- Но, может быть, кредитование будет выгодным для хозяйств?
- Правительство пообещало, что оно будет гарантировать возврат 95% кредитной ставки рефинансирования ЦБ РФ. Поясню как можно понятней. Допустим, хозяйству для развития животноводства нужен кредит в 100 рублей на год. Если у хозяйства есть что-то материальное, чем можно гарантировать возврат денег, в банке ему деньги дают, но под 20%, и вернуть оно должно будет 120 рублей. Ставка рефинансирования у нас сегодня 11,5%. 95% от этих 11,5% производителю вернет государство и 5% - местные власти. Таким образом, кредит в 100 рублей хозяйству обойдется в чуть больше 108,5 рубля.
Второе направление - развитие фермерских, приусадебных хозяйств. Условия для их кредитования - почти те же. Но здесь проблема в том, что очень далеко не всякий фермер обладает чем-то, что можно предложить банку в залог.
Третье направление - поднять на селе кооперацию. Те же кредиты, те же ставки...
И приходишь к грустному выводу - нацпроект создан не для производителя, а для банкиров. Он будет пополнять их доходы за счет федерального бюджета и труда крестьян.
- Вячеслав Карпович, давайте поговорим о ситуации в области.
- Ситуация очень сложная. Из крупных производителей в области остались птицефабрика "Пионерская", ОПХ "Заречное", "Овощевод", Елизовский свинокомплекс и пожалуй все. Птицефабрика, как и все птицеводство, в проект вообще не попала. "Заречное" попало, но у него большие финансовые проблемы. С хозяйством государство до сих пор не рассчиталось за поставки овощей военным потребителям еще в 90-е годы. Нацпроект не предусматривает списания таких долгов перед налоговыми органами. Сегодня у "Заречного" нет денег даже на покупку семян. А до начала посевной осталось 2 месяца.
К сожалению, у нынешнего руководства Елизовского района и областных депутатов от района нет четкого представления о будущем района. Иначе чем можно объяснить, что финансирование отрасли сокращено вдвое, на поддержание плодородия почв в районе выделено менее половины от необходимого. Впервые фермерам отказано в дотации на покупку минеральных удобрений.
Ситуация с "Овощеводом" была более-менее нормальной, потому что овощеводство даже в самые тяжелые времена было прибыльным. Но в этом году в три раза выросли тарифы на электроэнергию. Не хочу быть пророком, но хозяйству может грозить банкротство. Если это произойдет, цены на овощи на рынках вырастут неимоверно.
Все наши хозяйства в этом году встали перед новой проблемой - основной закупщик и потребитель картофеля, капусты, свеклы, моркови - военное ведомство от услуг камчатских производителей отказалось. Закон о закупках для армии требует производить их в регионе дислокации, но генералы вдруг вспомнили, что наша группировка - структура Тихоокеанского флота. И во Владивостоке решили: мы сами у себя проведем конкурс, выберем то, что дешевле, и привезем на Камчатку. Я сомневаюсь, что с учетом транспортировки это обходится дешевле и что моряки и солдаты едят качественную продукцию, выращенную россиянами.
- Вячеслав Карпович, но может быть, действительно надо быть более рациональным. На камчатских термальных источниках, наверное, можно выращивать даже ананасы, но это дорого. Поэтому лучше привозить их из-за рубежа. Если привезенные с материка яйца, молоко, картофель на наших рынках дешевле местных, может быть, и не надо напрягаться? Может быть, проще трудоустроить людей, а сельское хозяйство на полуострове закрыть как отрасль?
- Ваша точка зрения не нова. И в прошлой администрации области были люди, которые поддерживали эту идею. Но еще экономист Адам Смит говорил о том, что нельзя все сводить к рынку. Рынок - это только один, причем не самый главный механизм регулирования производства. Это рынок привел к великой депрессии в США, к возникновению фашизма в Германии. Нельзя отдавать частнику на откуп все. Рожать детей с позиции рынка - не выгодно. Но ведь люди детей рожают! Кстати, при таком отношении к сельскому хозяйству не оставим ли мы наших детей без "живого" молока и диетического яйца?
Посмотрите, как решают проблемы сельского хозяйства в других странах. В Белоруссии 20% бюджета направляются сельхозпроизводителю, в Азербайджане - 30%. Я уже не говорю о более развитых странах. Такая политика дает низкие цены на продукцию, занятость крестьянам, социальное спокойствие на селе. У нас же на селе безработица, нищенские зарплаты, пьянство.
Продовольственная безопасность народа - главная задача государства. При импорте 20% продовольствия положение уже считается опасным. В целом по России этот порог превысил 50%, на Камчатке, очевидно, больше.
Представьте себе - мы стали питаться в основном импортной продукцией. Кто даст гарантию, что она всегда будет оставаться дешевой? Вспомните, копеечные по цене куриные окорочка сначала считались пищей пенсионеров. Сегодня по цене это уже пища среднего класса, а завтра вполне может стать деликатесом для состоятельных людей. Вы хотите, чтобы то же стало с картошкой? Я - нет!
Смотрите также: