«Я – человек с очень большим стажем употребления алкоголя и наркотиков. Впервые затянулся анашой в 5 лет, во время прогулки с дядей. Было это на Кавказе».
Так начался наш разговор с 48-летним жителем Петропавловска. Игорь, назовём его так, употреблял наркотики большую часть своей жизни. И только последние два года, как признаётся, – ни-ни…
– Это был 1969 год, – продолжает Игорь. – Поэтому говорить о том, что наркомания появилась недавно, – нечестно. Просто раньше она не была так широко распространена. Да и советская карательная машина работала жёстче. Увлекались этой заразой в основном люди искусства и другие творческие работники. Был повсеместный алкоголизм. Сегодня я понимаю, что между ним и наркоманией нет никакой разницы. Водку ты пьёшь или стеклоочиститель – приобретая одну зависимость, получаешь все двести. Просто всё дело в твоих финансовых возможностях – нюхаешь ты кокаин в своём «Бентли» или в подвале ширяешься «дешёвым» героином. Итог всё равно будет один. Есть даже такая поговорка: «Каждый алкоголик рано или поздно бросает пить. Просто не каждый успевает это сделать при жизни».
«Кукурузное» поле
Игорь: – Я служил в Приморье – не надо объяснять, что это значит для наркомана. Представьте кукурузное поле: по краям полметра кукурузы, а всё остальное сплошь засеяно маком… Спичечный коробок травы в те времена можно было купить за 10 рублей без проблем.
Маковое поле. Фото с russianlook.com |
Когда я вернулся из армии домой в Петропавловск, первым делом стал спрашивать о своих друзьях, где они? Некоторые из них, оказалось, уже на кладбище. В те годы на Камчатке был маковый бум, многие погибали от передоза. Один школьный друг с компанией украл сухой морфий на военных складах. Под кайфом у него был один и тот же прикол – вешаться. Другой приятель повесился на проволоке, привязанной к дверной ручке.
Рыбак рыбака видит издалека, и, конечно, я тут же нашёл себе новых друзей. Был в нашей компании больной тяжёлой формой шизофрении, приобретённой на почве упо-требления наркотиков. Родители привезли его на Камчатку специально. Думали, здесь ничего не растёт и будет безопасно. Надо отметить, что этот товарищ прошёл путь от мажора до подвала и мог сделать кайф из чего угодно – носка или лампочки… Притом он знал наизусть всего Пушкина и Лермонтова. С ним нельзя было оставаться наедине, от его разговоров можно было сойти с ума…
Дух Джа
«АиФ-Камчатка»: – Некоторые считают, что в «травке» нет ничего страшного…
И.: – Существует миф, что травокуры – это добродушные создания, дух Джа над ними летает, этакие буддисты, излучающие доброту. Да, когда курят, они добрые и счастливые, а потом становятся сволочами. Их корёжит – начинается синдром отмены, человек готов впиться любому в глотку, чтобы получить дозу.
В моменты своих ломок я бухал, если не было сил выпивать – залазил в ванну, наполнял её водой, вскрывал себе вены. Не с целью самоубийства, просто так снимал давление – и ломка отпускала. Временами я менял алкоголь на наркотики, наркотики на алкоголь, потом на траву – и всё по кругу. Затем в городе появились игровые автоматы...
ПО кругу. Фото с russianlook.com |
С точки зрения православия, не важно – мармеладки ты кушаешь или водку, любое злоупотребление – это зло. И оно всё равно тебя победит. Бороться с водкой или наркотиками невозможно. Надо бороться с собой. Залог любого выздоровления – это принятие ответственности за свою жизнь. Моя ответственность в том, чтобы я был жив, здоров и дееспособен.
Кстати, знаете, почему наркомания – это зависимость молодых? Потому что никто не доживает до старости. Лично я не знаю ни одного 65-летнего наркомана.
«АиФ-Камчатка»: – Как разоблачить зависимость?
И: – Самый главный признак – это отрицание: «Я не алкоголик. Алкоголики – те, кто под забором валяется. А у меня есть семья, работа, машина». Да, внешне всё может быть в порядке – выглаженные рубашки, выбритые подмышки. Другое дело, что внутри тебя гнилой кирпич. Ты всё время врёшь своей семье, врёшь себе.
Зависимость необходимо лечить, а говорить: «У тебя есть сила воли – не пей!» – глупо. Вы можете остановить понос силой воли? Есть и такое условие – каждый алкоголик или наркоман должен упасть на своё дно. После – он либо оттолкнётся от него и встанет, либо остаётся на этом дне. Пока твоя мама или жена снимает с тебя обоссанные штаны, кормит тебя, ругает – ничего не будет меняться. Хотя ты каждый раз чувствуешь свою вину. Без помощи врача нельзя остановиться.
Последний мой запой случился пять лет назад. На трубе в квартире висела петля, я уже присматривал себе местечко под теплотрассой. Знаете, есть такие точки невозврата, когда душа убита. Я выполз на улицу – тепло, солнце светит, дети смеются. Я возопил: «Господи, не могу так больше!» Через три дня уже был в наркологии. В то время у меня уже ничего и никого не было. Какая жена вытерпит то, что ребёнок голодный, а я в запое или играю в автоматы? Она выгнала меня из дома, когда дочке было всего два месяца. И я благодарен за это. Только когда всё потерял, смог принять себя как человека зависимого. Лучшая помощь алкоголику и наркоману – не помогать ему.
«АиФ-Камчатка»: – Чего вы тогда испугались? Смерти?
И: – Нет. Смерти я не боялся, иногда я её даже ждал – это самый лёгкий путь. Но я захотел умереть как православный человек, покаявшись. К тому же в моей жизни появилась любимая девушка, 9 месяцев назад у нас родилась дочь. Появился смысл жизни.
Грех множит грех
«АиФ-Камчатка»: – Наивный вопрос – почему люди пробуют наркотики?
И: – От отсутствия любви. Как может нравиться то, что у тебя подкашиваются ноги, перед глазами всё плывёт, корёжит лицо, или ты полтора часа ржёшь над всякой ерундой, а потом жрёшь всё подряд? Если дома всё хорошо, в порядке чувства и эмоции – наркотики не нужны.
Мы повторяем путь своих родителей. Мой папа, царствия ему небесного, был хорошим человеком, но достаточно циничным и жёстким, любил выпить. Он говорил так: «Сын прокурора будет прокурором, а сын алкоголика – алкоголиком». Грех множит грех. Ребёнок один раз подошёл к тебе с наболевшим – ты от него отмахнулся, мол, не мешай, купили тебе компьютер – иди играй. Второй раз подошёл – снова отмахнулся. Больше он уже не подойдёт никогда. Разрыв отношений, разрушение крепости семьи, семейных ценностей – вот что приводит к употреблению всякой гадости. Я сам прошёл через это и сейчас хочу попытаться сделать по-другому.
«АиФ-Камчатка»: – У вас трое детей. Они здоровы?
И: – Старшая родилась недоношенной – лёгкие не сразу открылись, она чуть не умерла. В этом есть большая часть моей вины. Две другие дочери родились здоровыми, по шкале 10 баллов. Бог миловал, но если бы что-то случилось с детьми, я бы не выдержал ещё и такого испытания. Вы не представляете, как я боялся этого. Я же знаю, кто я такой…
Цифры и факты
Уровень больных алкоголизмом в Камчатском крае в 2,2 раза выше, чем в среднем по России и 1,6 раза – чем в среднем по Дальневосточному федеральному округу. Среди выявленных больных алкогольными психозами и хроническим алкоголизмом – молодёжь в возрасте 20–39 лет (31,7 %).
В 2010 г. показатель заболеваемости наркоманией в расчёте на 100 тысяч населения края составлял 4,9, в 2011 г. – 15,2.
Доза. Фото с russianlook.com |
Число больных с установленным впервые в жизни диагнозом «наркомания» в 2011 г. по сравнению с 2010 г. в крае увеличилось в 3 раза, злоупотребляющих наркотическими средствами – на треть.
«Ждут, когда умрёт»
«Сегодня идёт пропаганда весёлого образа жизни, – считает Игорь. – К примеру, в «Камеди клаб» половина шуток про наркоту, мир готовится к легализации… Потому что людьми нужно управлять. Нет более управляемого человека, чем зависимый человек.
…Про алкоголиков и наркоманов ходят такие мифы – мол, «вон дяде Васе 80 лет и бухает по-чёрному». Этого дяди Васи не существует. А если он и есть, то ему 45, это он выглядит на 80…
…Недавно посмотрел документальный фильм, снятый на Украине. В нём не стали говорить зрителям: «Наркотики – плохо». Просто показали 20 наркоманов. Особенно запомнилась одна девушка – она лежала с гнилыми ногами и только орала. Её родители ждут, когда она умрёт».
Ломка. Фото с russianlook.com |