Он не любит прессу, депутатов, ложь и неискренность, гордится своими алтай-скими корнями и происхождением из казачьей офицерской семьи, откровенно говорит о своей любвеобильности и дружбе с Бахусом, пишет стихи, снимает фильмы, занимается благотворительностью.
Но большинству зрителей он знаком, в основном, как комедийный актёр по культовым лентам 80-х годов: "Мы из джаза", "Зимний вечер в Гаграх", "Где находится нофелет?".
В минувшие выходные народный артист России Александр Васильевич Панкратов-Чёрный предстал во всей многогранности своих дарований перед камчатскими зрителями, пришедшими на организованные областной филармонией творческие встречи "Афёры, музыка, любовь".
"Но прав ли тот, кто врал..."
Выступление гостя началось с обширного экскурса в далёкое детство, прошедшее в деревне Конёво Алтайского края, куда был сослан его дед по материнской линии - бывший офицер царской охраны, имевший до революции свой особняк в Петербурге, на набережной реки Мойки.
- Изб 50 было, - рассказал Панкратов-Чёрный о своей деревне. - Жили там только ссыльные: две еврейские семьи, две немецкие, одна польская, казаки, бендеровцы... Ни радио, ни электричества. Керосин зажигали только по праздникам. Один-два раза в месяц привозили кинопередвижку, и всю информацию мы получали из фильмов. Поэтому я и мечтал с детства делать кино. А мать хотела, чтобы был военным, как у нас в роду.
Путь в кинематограф был для него сложен и извилист. Над семьёй долго тяготело клеймо врагов народа. Троих сыновей деда расстреляли, трое сидели на Колыме. Отец будущего артиста, бывший казак Василий Гузин, тоже был репрессирован и застрелился. До самой реабилитации в 1959 году семье не разрешали селиться западнее Урала. Жили очень бедно, с шести лет Сашке пришлось работать. Фамилия Панкратов досталась ему от первого мужа матери, разведчика Ивана Панкратова, пропавшего без вести в Японии в 1946 году.
Помимо волшебного мира кино, Александра прельщала в детстве карьера циркового клоуна - после посещения цирка-шапито. Неудачный опыт устроить своё шапито на сеновале закончилось пожаром от факела, которым он пытался жонглировать, и большой поркой. В 13 лет, когда жили уже в Кемеровской области, Панкратов поехал в Горький и поступил в среднее театральное училище. Поначалу, правда, забраковали из-за его алтайской речи-скороговорки, но за него неожиданно вступился директор училища, отсидевший на Алтае 10 лет за дружбу с опальным Мейерхольдом.
Как следует из рассказа Александра Васильевича, в театре, с его интригами и завистью, он разочаровался уже через два года и ушёл на филологический факультет университета. Откуда, впрочем, был изгнан за вольнодумные вирши: "Мы все живём, у всех есть право. Но прав ли тот, кто врал...". А ведь предупреждала его когда-то мама: "Не пиши стихов, сынок, расстреляют".
Пришлось возвращаться в училище, после окончания которого Панкратов два с половиной года отработал в Пензенском драмтеатре. На этом мир театра для него закончился, и открылся мир кинематографа.
Штрихи к портрету
- Вы часто снимаетесь в кино. А многие режиссёрские замыслы, видимо, остаются пока не реализованными. Какие, если не секрет?
- Ещё когда был жив Василий Макарович Шукшин, я, будучи студентом ВГИКа, пытался снять учебный фильм по его скандальному рассказу "Штрихи к портрету", который каким-то невероятным образом вышел в журнале "Наш современник". Помните, там главный герой, Князев Николай Николаевич, бьётся через все препоны, доказывая, что страна гибнет? Я спрашивал благословения у самого автора, придя к нему на киностудию. Он сразу сказал: "Тебе что, учиться надоело?". Фильм по "Штрихам к портрету" мне тогда сделать не дали. Я снял его потом, как дипломную работу, когда Василия Макаровича уже не было. Впоследствии добивался права снять и полнометражную картину, но безуспешно.
Более 15 лет я вынашивал идею снять еще один фильм по мотивам рассказов Шукшина. Искали деньги к его 80-летию, но так и не нашли.
А на примере Василия Макаровича я тогда ещё понял, что не надо бояться, цепляться за эту жизнь. Всё равно конец один. Поэтому не нужно проституировать в искусстве.
Была у меня в замыслах комедия "Наезд на Париж" с Пьером Ришаром, но сценарий не закончили: умер Женя Коротких, с которым мы его писали. Так что и этот замысел пока в воздухе.
А из удавшихся... Сейчас увидят свет "Мины в фарватере" (8 серий) о Черноморском флоте и комедия "Улыбка бога".
Сняли также 8-серийную комедию "От любви до кохання". Украина купила и уже показывала. Хорошие отзывы были. Когда выйдет в России, не знаю.
Фильм, попавший в музей
- Ваш герой Аркадий из "Зимнего вечера в Гаграх" тоже, как и вы, приехал покорять столицу из провинции. В этой роли действительно много личного для вас?
- По сути, сыграл самого себя: нога в двух местах сломана, слуха никакого.
В "Мы из джаза" чечётке нас учил Алексей Андреевич Быстров. Потрясающий танцор, любимец Сталина. Когда ездил за границу, изучал там различные па чечёточные. Мечтал создать русскую чечётку.
Он рассказывал, что у него жена оперная певица, дочь замужем за дипломатом, прекрасная квартира. Но когда умер, оказалось, что он совершенно одинок, всеми забыт. Мы с Кареном Шахназаровым решили снять фильм его памяти. В "Зимнем вечере в Гаграх" главного героя зовут Алексей Иванович Беглов.
Госкино пыталось положить фильм на полку с непрошибаемым аргументом: "В советском обществе у артиста всегда есть будущее". А там ведь финал грустный, да и судьба Аркадия не ясна.
Фильм спасли зрители, которые буквально завалили нас письмами. В итоге, он прошёл по всему миру, и был куплен Нью-Орлеанским музеем джаза.
- Многие фильмы, в которых вы снимались, откровенно слабые. Стоило ли соглашаться на все эти "Зефиры в шоколаде", "Импотента", "Трам-тарарам" и прочее?
- А почему все фильмы должны быть откровенно сильными? Я никогда не отказывался от работы. Дерьмо, в которое тебя окунают, никогда душу не пачкает. Если душа чиста, конечно.
- Грязи в нашей жизни, к сожалению, хватает. Кому сейчас на Руси жить хорошо, на ваш взгляд?
- Я много об этом думал. Как и Некрасов, проигрывавший крестьян в карты. Я, кстати, сидел за тем же игорным столом в Баден-Бадене.
А хорошо тем, кто не любит Россию. Если Русь губят, Русь погибает, как же тебе может быть хорошо! Не может быть хорошо на Руси русскому человеку, если он любит Россию.
- Давайте о личном. Жён у вас, как вы сами говорите, было много...
- Жён было много и все любимые. И спасибо им, что они у меня были!
- На встрече со зрителями вы процитировали слова Владимира Семёновича Высоцкого: "Эх, Санька, если б мы не пили, сколько бы ещё стихов написали!". Вы согласны с его словами - действительно написали бы намного больше?
- Наверное.
- А может, наоборот?
- Может, и наоборот...
- Так водка - это беда России или неотъемлемый элемент русской жизни?
- Беда. И не только России. Менделеев определил, сколько градусов должно быть в водке, но русский народ талантлив, развил дальше... Всё дело, конечно, в мере, а с этим у нас действительно проблема большая.
А с другой стороны, более универсального напитка в мире не создано. Ну, придумали конкистадоры виски и джин - самогон, чтобы желудок чистить, да и то его льдом разбавляют. Для американцев холодная водка - это со льдом. Я говорю: "Мерзавцы, что вы делаете! Портите продукт". Они этого не понимают. В виски 3 градуса убиваются этим льдом. Но это отдельная тема, об этом я могу говорить бесконечно.
Свою нелюбовь к нашему брату-журналисту Александр Васильевич объяснил практикуемым столичной прессой выдёргиванием отдельных фраз из его высказываний: "Говоришь искренне, а они хвать из текста отдельные слова - и всё с ног на голову! Терпеть не могу этой дешёвки журналистской. А самое страшное, когда подслушивают и выдают это за интервью".
Депутатов Панкратов-Чёрный невзлюбил после того, как один из них начал для собственного "пиара" тиражировать фото, где они стоят рядом.
А на Камчатке, сказал наш гость, его "просто бесят эти хрущобы, построенные бог знает когда". Но люди у нас, со слов Александра Васильевича, хорошие. Это главное.