Он — романтик, спортсмен и танцор — считает, что в жизни нет ничего случайного, и любое событие воспринимает как толчок к самосовершенствованию.
А если судьба выдаёт очередную загадку, педагог, учитель танцев и президент Камчатской федерации спортивного бального танца Ринат Самигуллин открывает томик Елены Блаватской и читает текст, попавшийся на глаза. Как правило, подсказка срабатывает.
Случайность в законе
Ринат занимался спортом с детства — играл в футбол и хоккей в спортивной команде при профессиональном клубе. Но однажды Дому культуры потребовались мальчики-танцоры в группу ансамбля народного танца. И завуч его школы, очень уважаемая дама с непререкаемым авторитетом, в приказном порядке заставила мальчишек туда записаться. Первый год пацаны ходили на занятия по обязанности, из-под палки. А потом…
Татьяна Боева, kamchatka.aif.ru: Когда вы на самом деле ощутили потребность танцевать?
Ринат Самигуллин: Жили мы тогда в Башкирии. Ансамблем «Узоры» огромного ДК завода синтетического каучука руководил заслуженный работник культуры Владимир Аркадьевич Цыплаков. Мастер своего дела, человек высокого искусства — это он сумел привить нам любовь к танцу. А тут ещё и гастроли… Изъездили весь Советский Союз, были даже в Германии, первый раз — в 1980 году. Я был поражён: оказалось, что совсем рядом существует совершенно другой мир! В нашей группе был коронный номер — ложкари. 12 мальчиков выходили на сцену, лихо отплясывали и в определённый момент вынимали деревянные ложки и добавляли «зажигания» их ритмичным перестуком.
Большую роль сыграл и коллектив: было очень здорово, красивые, интересные люди, много общения, в том числе со взрослыми, с которыми можно было дружить, кому открыться… Ведь не всё можно спросить у мамы или папы! Особенно формирующемуся подростку. Мы видели, как развиваются отношения между мужчиной и женщиной в коллективе. Это была очень хорошая школа жизни, красивая и добрая.
Понимаете, дети не должны узнавать об этих отношениях в подворотне! А ведь зачастую так и бывает, потому что в школе тема отношения полов — табу, а у родителей спросить стесняешься. Такая общность, такие коллективы должны быть!
Сегодня для своих ребят, которые ходят ко мне в ансамбль, я и мама, и папа, и дедушка, и бабушка. Когда дети взрослеют, они задают массу вопросов! И я — как смотритель — направляю их по верному пути.
– Но, занимаясь танцами, вы выбрали учёбу в спортивном техникуме.
– Казалось бы, это тоже случайно вышло. Как-то летом, после окончания 8 класса, шли с братом после купания с речки как раз мимо техникума. А там висело объявление о наборе. Зашли, всё узнали и… поехали домой за документами. Подали заявление в тот же день. Экзамены сдали на пятёрки и потом учились на повышенную стипендию. Специализация у нас была — греко-римская борьба, то есть классическая. Попали мы в экспериментальную группу — нас было 30 парней.
Мужские занятия
– Кстати, дебаты о пользе раздельного образования возникают среди педагогов постоянно.
– Вообще считается, что танцы не очень естественны для мальчиков.
– Это ошибка! Танец — это фактически спорт, способствует гармоничному развитию не только физического тела, но и всей личности.
– Простите за вопрос, но существует мнение, что балетные школы — своеобразные поставщики красивых мальчиков для всевозможных бонз с нетрадиционной сексуальной ориентацией… Не способствует ли танец феминизации мужчины?
– Я отвечу конкретными примерами. Мало кто знает, что знаменитый Брюс Ли преподавал бальные танцы. Голливудский актёр, мужской секс-символ Джон Траволта — профессиональный балетный танцор. Жан-Клод Ванн Дамм и Майкл Дуглас — тоже великолепные танцоры с профессиональным образованием. Кто может сказать, что эти мужчины женоподобны?
Всё это — досужие разговоры недалёких людей. Повторюсь, танец — это спорт, требующий систематических тренировок и хорошей физической формы. Причём этим видом спорта можно заниматься практически без ограничения возраста.
– В армии вы тоже танцевали?
А после армии я решил остаться на Камчатке. Сначала привлекла зарплата. Знаете, как большинство здесь остаются? Просто решают чуть-чуть заработать…
Сначала преподавал физкультуру в школе, потом меня пригласили в ДК «Сероглазка» и очень скоро предложили должность заведующего музыкально-техническим отделом. И, конечно, танцевал. Там познакомился и с будущей женой — она танцевала в ансамбле бального танца «Гейзер». Айна, моя жена, окончила отделение хореографии Санкт-Петербургского университета профсоюзов.
Выгодное дело
– Сегодня вы учите детей только танцам?
– Однажды, чтобы преодолеть динамический танцевальный стереотип и подготовить детей к международным юношеским играм «Дети Азии» в Якутии, мы бегали каждый день с утра на Синичкино озёро через Кирпичики. Весь июнь. И выиграли в итоге 10 из 12 дисциплин! Потом у них брали интервью и спрашивали: «Из какой вы легкоатлетической школы?».
Вообще я считаю, что самый главный человек в государстве — это учитель. А воспитатели в детском саду обязаны быть гениальными! Чтобы выращивать детские души, которые формируются до 5-6 лет. У нас, к сожалению, это мало понимают…
– Но сегодня педагогом быть не выгодно…
– Именно сегодня деньги надо вкладывать не в экономику! Да, там быстрая окупаемость. Ну, получил прибыль. И что? Вкладывать надо в культуру, образование и спорт. Это долго. Но это, как снежный ком, будет набирать обороты, и лет через двадцать наше государство совершит такой мощный рывок, что будет просто вне конкуренции! Потому что вырастет поколение умных, честных и здоровых людей.
По этому поводу у меня, кстати, есть тост — за три столпа развития экономики (кстати, эта идея принадлежит академику Капице-старшему): образование, культуру и спорт. Важно, чтобы образование окультуривалось, а культура образовывалась. И в конечном итоге это будет здорово!