Примерное время чтения: 10 минут
783

Рыцари и Робин Гуды: как камчатские мужчины «сходят с ума»

Фото из архива Алексея Бароненко

Каждый сходит с ума по-своему. Одни мастерят спичечные домики, другие просиживают вечера за компьютерными играми, третьи берут в руки… мечи и шпаги.

О взрослых и не очень играх в разгар летних каникул мы побеседовали с руководителем военно-исторического клуба «Замок» Алексеем БАРОНЕНКО.

Дорогое удовольствие

…«Замок» размещается в кабинете труда школы № 45. Здесь, словно в музее, заняли свои места шлемы, мечи и прочая рыцарская атрибутика. А на вешалках аккуратно развешаны здоровенные рабочие ватники.

 

Фото из архива Алексея Бароненко

– Они нужны для тренировок, — поясняет Алексей, — равно как и тимбары — имитаторы мечей — по сути, обшитые теплоизоляционным материалом, палки. А вот для показательных выступлений и турниров в ход идут уже мечи. Весят они больше килограмма, хотя до сих пор в некоторых источниках встречается ложная информация о том, что средневековое оружие было тяжёлым — до 16 килограммов. Это не так.

Рукоятку меча мы изготавливаем из металла, а клинок — из пластика или дерева. Но большая часть оружия куплена на заказ — у нас нет оборудования для изготовления таких сложных вещей. Самые простые тренировочные экземпляры стоят от 1 500 рублей и выше. Хороший стальной меч среднего класса — 5 000–6 000. Простые шлемы — для защиты, а не турниров на широкую публику — делаем сами, а красивые экземпляры, соответствующие историческим аналогам, приходится заказывать по Интернету. Стоимость шлема от 3 000 рублей, в зависимости от сложности исполнения. Есть мастера, которые серьёзно занимаются исторической реконструкцией, для них важна каждая деталь, каждая заклёпка. Такие экземпляры стоят очень дорого. Мы же стараемся внешний вид поддерживать настолько, насколько считаем нужным. Те же щиты, например, должны собираться из досок, но это хлопотно, поэтому мы их делаем из фанеры.

Фото из архива Алексея Бароненко

Для новичка купить костюм, доспехи, вооружение — дело затратное. Обычный комплект может стоить до тысячи долларов. Но всегда можно что-то сделать самому, к примеру, пошить дома рубаху. А то, что нельзя, — на это копят. Было бы желание. Вот только интерес к таким играм сохраняется не у всех надолго. Обычно в наш клуб приходят научиться фехтовать, владеть оружием, а как только находят другой интерес — уходят.

«АиФ-Камчатка»: – А вы как долго играете?

– В 90-е своего рассвета достиг камчатский клуб любителей фантастики «Арканар», он и до сих пор работает в 28-й школе. Там, подростками, мы играли в разные ролевые игры — изучали скандинавскую мифологию, читали Желязны, Толкиена… Потом возник другой клуб, за ним ещё один… А в 2003 году мы создали свой «Замок». Десять лет назад и раньше такого рода деятельность не воспринималась серьёзно. Среди родителей наших воспитанников и сейчас встречаются те, которые не горят желанием, чтобы их ребёнок посещал клуб, — не понимают, зачем это нужно.

Фото из архива Алексея Бароненко

 

«АиФ-Камчатка»: – Какие аргументы вы им приводите?

– Когда мамы и папы приходят посмотреть, чем мы здесь занимаемся, они видят, что дело серьёзное. В кабинете порядок, есть защита для рук, головы, настоящие фехтовальные шлемы, информационный стенд... Кроме того, многие родители знают, в каком сейчас состоянии уроки труда в некоторых школах. А наши ребята в мастерской учатся работать с молотком, дрелью. А ещё фехтование, которому мы тоже обучаем, стоит на одном уровне с плаванием — также развивает все группы мышц. И если надеть на себя 20 кг доспехов, то требуется выносливость. Новички в такой одежде охают и ахают, а мы в этих доспехах… сражаемся. Ещё попутно изучаем историю, культурологию, религиоведение.

Как-то проводили игру «Крест над Востоком» — по третьему Крестовому походу. По сюжету было два лагеря: европейцы во главе с Ричардом Львиное Сердце и арабы-сарацины во главе с Саладином. При подготовке к игре мы изучали молитвы и гербы участников тех событий. Мы погружались в ту эпоху, получали много новой информации.

 

Фото из архива Алексея Бароненко

 

Когда человек примеряет на себя другие роли, это не значит, что он становится кем-то другим. Это ты же, но в другой ситуации. И в игре себя узнаёшь и понимаешь гораздо больше. Я как-то был Робином Гудом. Казалось бы, это персонаж, который у всех вызывает положительные эмоции. Да, классно быть Робином Гудом! Но до чего… тяжело! Только что ты кого-нибудь спас, дал денег, а через полчаса снова нищий — опять ограбили. Те, кто постарше, начинают не только отыгрывать роль, но и вносить в игру какие-то мысли. Однажды мы моделировали Невскую битву. Было два лагеря: у шведов — папский легат, который вёл их не только пограбить Русь, но и на присоединение новых земель, на обращение инаковерующих в свою религию. А русские должны были отстоять свои территории, свою религию. Здесь перед нами уже стояла задача не просто побегать, подраться и выиграть, а защитить свою идеологию, понять, почему такие события произошли в нашей истории.

Банкиры и полицейские

«АиФ-Камчатка»: – Учите ли вы детей быть рыцарями и в повседневной жизни?

– У нас есть клубный устав — общепринятые правила поведения в коллективе. Мы не супервоспитатели, но за порядочностью следим: взял на себя обязательство — выполни. Враньё, курение и алкоголь не приветствуются. Ещё сейчас считается, что рыцари были классными ребятами, но во времена крестовых походов чего они только не творили! Поэтому лучше брать за моральный идеал русских богатырей.

 

Фото из архива Алексея Бароненко

 

«АиФ-Камчатка»: – У рыцарей были имена, титулы, а у вас?

– У некоторых из нас есть ролевые имена, нечто вроде позывных в страйкболе. Их никто не назначает, выбирают самостоятельно, хочет назваться графом — пускай. Другое дело, как это воспримет коллектив? Особенно если человек на графа внешне никак не тянет. Вряд ли его так станут звать. У нас в команде есть Торвин — это просто скандинавское имя, есть Люц — так зовут девушку. Моё ролевое имя — Элис Талиесин, был у кельтов такой бард.

«АиФ-Камчатка»: – Среди рыцарей есть девушки?

– Большая часть — мальчишки, но есть и пять девушек, причём давно не школьницы — две работают юристами, одна — в банке. Среди ребят есть полицейские, а я сам — программист, перекоса в какую-то профессию нет. А что касается возраста, тут обычно самые активные — это студенты, у них свободного времени больше. А вот школьники, как правило, загружены разными кружками и секциями — более приоритетными в глазах родителей. И, наверное, они правы. Плавание, карате… Здесь можно сделать карьеру, стать мастером спорта, к примеру. А ролевые игры — это всё же хобби.

 

Фото из архива Алексея Бароненко

 

«АиФ-Камчатка»: – Вспомните, как ваши родители смотрели на такое необычное увлечение? Пальцем у виска не крутили?

– Долгое время считали забавой. Причём не безобидной. Мы тогда были глупые, молодые, сражались без защиты, время от времени получали повреждения. А позже, когда стали известны в городе, начали выступать на публике, то мнение изменилось.

 

ДОСЬЕ

Алексей БАРОНЕНКО родился 6 января 1976 г. в Петропавловске. Окончил школу № 33, Камчатский государственный педагогический институт — преподаватель математики — информатики. Ведущий программист поликлиники УВД. Женат.

…Можно взять палку и попробовать махать ей, но когда человек владеет техникой, которая взята не из воздуха, а из исторических источников, понимает, что делает, как обороняться, как атаковать, то у него формируется культура владения оружием. До революции фехтование входило в круг обязательных образовательных предметов наряду с танцами. Вспомните, Пушкин занимался фехтованием. 

Как-то я пригласил родителей на турнир, после чего папа сказал, что это очень страшно. Когда человек наблюдает за боем вблизи, у него может сложиться впечатление, что там сейчас все друг друга поубивают. С тех пор я показываю родителям только видеозаписи сражений.

«АиФ-Камчатка»: – Вам не кажется, что нынешнее поколение более инфантильно, чем их родители? Может, поэтому и играют в игры до седины.

– Наверное, да. У сегодняшней молодёжи не выражены лидерские качества, они неактивны, с детства приучены к тому, что за них всё уже сделали и придумали. Есть компьютерные игры — каждая со своим сюжетом. Негде и незачем проявлять творчество. Бывало, говорю парням на занятии: «Займитесь чем-нибудь полезным». А они в телефонах сидят…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах