Рост цен на бензин и последовавшие за ним акции протеста остаются главной темой региональных новостей на протяжении последних недель. Журналисты «АиФ-Камчатка» пришли к выводу, что истинная причина народных волнений — не цены на топливо, она гораздо глубже…
Митинг в луже
Чиновники многое сделали для того, чтобы сбить волну народных протестов. Заявку на митинг дважды отклоняли по формальным причинам. Затем, чтобы окончательно исключить возможность массовой акции в центре Петропавловска, на 25 апреля там была назначена репетиция парада Победы. Посильную помощь в раздрае властям оказали и местные единороссы с жириновцами. Они провели свои пикеты. Один состоялся на КП — у краевого управления ФАС, второй — в Сероглазке, у нефтебазы.
Сумятица в головах
И хотя людей на партийные мероприятия пришло немного — примерно по 50 человек, сумятицу в ряды протестующих горожан с их помощью внести всё же удалось. Многие из автомобилистов просто не знали: состоится ли настоящая, а не бутафорская акция, где и в какое время она будет проходить? Тем не менее вечером в пятницу к площади Ленина, по которой браво маршировали люди в погонах, всё-таки начал стекаться недовольный народ.
На ступеньках здания регионального правительства активистов встретили оппозиционные депутаты заксобрания Михаил Пучковский, Сергей Голубев и Андрей Сизинцев. Спустился из своего кабинета и видный единоросс Лев Бойцов. И тут вдруг выяснилось, что автомобилистам всё-таки разрешили собраться у роллердрома. К развлекательному комплексу потянулась колонна машин с плакатами и транспарантами.
На площадке у роллердрома протестующих ждала огромная лужа. Не желая мочить ноги, кто-то развернулся и уехал, но около 300 человек всё же остались. Им представилась возможность высказать претензии краевому министру ЖКХ и энергетики Сергею Кондратьеву, руководителю Агентства по внутренней политике Виктору Махине, представлявшим на митинге камчатское правительство, а также упомянутому выше Льву Бойцову. Чиновники и депутаты сказали, что готового рецепта решения проблемы у них нет. И пообещали организовать активистам аудиенцию с губернатором Владимиром Илюхиным...
Цинковое ведро
Автомобилисты же требовали от властей снизить цены на бензин АИ-92 до 35 рублей за литр. Скидку в 20 копеек, которой губернатор накануне добился на встрече с представителями компании «Альянс», камчатцы расценили как насмешку. Они даже выразили готовность вернуть «утраченную прибыль» продавцам топлива. Для этого было заготовлено цинковое ведро с надписью «20 копеек для иуды». В него люди с большим удовольствием бросали мелочь.
Итог «бензиновой» пятницы — протестующие дали властям время до 1 мая, чтобы найти способ снизить стоимость автомобильного топлива.
Им так не жить
После переговоров губернатора Владимира Илюхина и руководства компании «Альянс», которая теперь владеет Камчатнефтепродуктом, бензин АИ-92 подешевел на 20 копеек, а затем ещё на 50. Как сообщают в краевом правительстве, проверка обоснованности цен на топливо продолжается. Её результаты обещают огласить в ближайшее время.
Журналисты «АиФ-Камчатка», в свою очередь, выяснили, что с ценами на бензин в Петропавловске всё не так уж и плохо. В России, например, средняя цена литра более качественного АИ-95, по данным РИА Рейтинг, составляет 33,3 руб. Среднестатистический россиянин на свою ежемесячную зарплату может купить 782 литра. В Петропавловске АИ-95 стоит 42,58 руб. Средняя зарплата в городе, по версии Камчатстата, около 50 тыс. руб., на которые можно приобрести 1 174 литра (в полтора раза больше, чем на материке).
В соответствии с официальной арифметикой выходит, что митинговать нужно не нам, а остальным россиянам — требовать либо понижения цен, либо увеличения зарплат…
В Европе, к слову, «овёс» для «железных коней» тоже не дёшев. В Болгарии на среднюю зарплату можно купить 233 литра, Румынии — 242, в Литве — 353, в Чехии — 589, в Португалии — 678, в Греции — 769 литров. Конечно, это не самые богатые страны Евросоюза, но всё же. Кстати, в Италии, которая входит в большую мировую семёрку, на месячную зарплату можно купить 991 литр бензина. Меньше, чем на Камчатке! Но итальянский народ по этому поводу не протестует.
Что же касается «среднего» жителя Петропавловска, то он с получки может позволить себе столько же бензина, сколько и обитатель вполне благополучной Испании. Так чем же недовольны камчатские автомобилисты? По идее, им радоваться надо, что они живут не хуже, чем в Европе…
Рекламный ход?
И в завершение о копеечных скидках на бензин после повышения цены с начала 2014 года на 1,8 руб. — с 38,8 до 40,6. По одной из версий — это рекламный ход нового собственника Камчатнефтепродукта. Ведь все торговцы, чтобы привлечь покупателей, регулярно снижают цены. Правда, для этого им приходится тратиться ещё и на рекламу. «Альянсу» же шикарный пиар, похоже, организовали бесплатно. Ведь новости о переговорах главы региона с бензиновыми королями многократно транслировались в СМИ и в Интернете. Вся Россия теперь знает, что на Камчатке бензин подешевел.