Этот совет – не от врача-невропатолога инсультному больному. Так делает сам и рекомендует другим мастер восточных единоборств, обладатель чёрного пояса и пятого дана Сергей Лебедкин.
Один за всех
…Однажды дед, который «был причастен к КГБ», как отрекомендовал его сегодняшний сэнсэй, привёз семилетнему внуку в Москву из очередной командировки несколько японских и китайских книжек по каратэ. С картинками, иллюстрирующими приёмы легендарной борьбы. Мальчишка был в восторге и «запал» на боевое восточное искусство, повторяя дома то, что было нарисовано в книгах.
- Первые группы по каратэ были нелегальными, - рассказывает мастер. - Я как раз успел попасть в группу Тадеуша Рафаиловича Касьянова, то есть практически стоял у истоков создания каратэ в Советском Союзе. Вторая группа была в районе Цирка на цветном бульваре, там преподавал Алексей Николаевич Штурмин.
Его долго не принимали – детских групп тогда не было вообще. Но семилетний пацан оказался упорным. Он обивал пороги зала до тех пор, пока не добился своего. И стал единственным ребёнком в группе взрослых.
- Как же вы занимались – без пары?
- Было, конечно, очень тяжело, но я терпел. В каратэ сначала пара не нужна, там очень много специфической техники, требующей не одного года подготовки. Так я занимался полтора года.
Многие бывшие соклубники Сергея разъехались по заграницам, а один из его учителей, Алексей Турмин, отсидел 11 лет в тюрьме, в Магадане.
А Сергей, отслужив в армии, начал заниматься любимым делом подпольно – но уже на Камчатке, куда его позвал друг-военнослужащий.
Камчатский триумвират
- Как же удалось раскрутить восточные единоборства на полуострове?
- Тренером я начал работать уже в 1981 году, нелегально. У меня был к тому времени первый дан – чёрный пояс, это первый мастерский технический разряд. Но основной прорыв произошёл в 1989 году, когда я познакомился с Олегом Соколовым, замредактора Камчатского комсомольца. На Камчатке тогда уже существовал рукопашный бой при МВД, его вёл Владислав Кравец, была группа кио-кусинкай каратэ-до Сергея Павленко, и моя - сётокан каратэ-до. Мы создали при институте Дальнего Востока Академии наук СССР Центр изучения восточных единоборств и официально его зарегистрировали. Среди учредителей были УВД области и города, обком комсомола, газета «Камчатский комсомолец» и три наших организации. Дело пошло!
Народу пришло столько! Лично у меня было 4 группы, в каждой – больше 100 человек. Это был бум каратизма, когда люди вырвались из подполья. Практически все школьные спортивные залы в Петропавловске были заняты, открылись школы каратэ в Елизово, Усть-Камчатске и Вилючинске – там вёл занятия мой ученик, Василий Шевцов.
Выросла целая обширная сеть разных стилей восточных единоборств. Мы вошли в состав Всесоюзной федерации каратэ, кстати, я был одним из учредителей этой федерации. А в 1991 году уже начались официальные соревнования. Тогда впервые в нашу страну приехали японцы - мастера каратэ: Тошиацу Сасаки и Хироюки Сётогучи, седьмой дан. Но самая интересная встреча у меня была впереди – с легендарным мастером каратэ, самым великим на планете Хируказу Канадзавой, 10 дан.
- Какое впечатление произвела эта встреча?
Поверхность спокойной воды
- И всё же, чем так привязали вас к себе эти загадочные восточные единоборства?
- Прежде всего, порядком, дисциплиной и культом вежливости. Почитанием учителя, старших, самой атмосферой в группе: там никогда не было никакой грубости. Мы старались быть сдержанными – перевоспитывали себя. Спокойствие и благородство – главное, чему учит каратэ. Сильный человек должен быть спокойным! Вообще там много философских понятий, морально-эстетических вещей, которые неплохо укладываются и в наш, российский менталитет.
Тренируешься до состояния условного рефлекса, когда качества абсолютного владения своим телом, умения концентрироваться и одновременно расслабляться вырабатываются естественно. Молниеносная концентрация делает мышцы каменными – этот приём называется «железная рубашка», когда палки и удары не нанесут никакого вреда.
Согласно древним психологическим принципам, ум должен быть подобен поверхности невстревоженной воды. Спокойный мозг воспринимает события очень быстро и видит всё, а тренированное тело максимально быстро реагирует на ситуацию уязвимости. Это и есть искусство каратэ.
- А в простой жизненной ситуации, когда рядом был не мастер каратэ, а обычный хулиган, своё мастерство применять приходилось?
- Это называется с пушкой на воробьям. Лучший выход – вообще не вступать в драку. Другое дело, если человек напал на тебя с ножом в руке - я ему эту руку сломаю, имею право защищать жизнь свою и своих близких.
Один случай был в юности, кода я сцепился в Москве с компанией из восьми человек, вооружённых ножами. Тогда меня всё-таки порезали, хотя нескольких человек я положил. Шрамы остались до сих пор. Но чаще всего люди быстро понимают, кто перед ними и останавливаются. У меня в расцвете лет прямой удар был силой 600 килограммов – стену проламывал. А что было бы с человеком?
Без злобы и агрессии
- Сейчас вы довольны своей судьбой?
- Да! Я мечтал об этом с детства, и моя мечта сбылась. Правда, сейчас сложилась неприятная ситуация со спортзалом в 33-й школе, где мы занимались почти 25 лет. В прошлом году закончился договор аренды зала, а новый договор директор школы Ирина Николаевна Козырь заключать не хочет. И наша группа из 35 ребят уже два месяца не занимается. А в ней разрядники, чемпионы. Из-за этого у нас сорвался целый ряд соревнований и выступлений. В сентябре сорвались городские соревнования, в октябре не участвовали в фестивале боевых искусств, не повезли на чемпионат ДВФО на Сахалине: двукратного чемпиона города и чемпиона края Киселёва Алёшу – негде было его готовить. В группе очень много талантливых детей, которые сейчас не занимаются!
Президент Путин призывает к тому, чтобы школьные спортзалы были задействованы максимально для увеличения массовости и высоких достижений. Но, видимо, директору школы президент не указ. Сколько раз я приглашал её на соревнования, показательные выступления – не пришла ни разу! Такое впечатление, что руководство школы совершенно не заинтересовано в здоровье и успехах детей.
- Спортивное руководство края в курсе сложившейся ситуации?
- Да, вплоть до министерства спорта Камчатского края. Но пока справиться с директором школы, закусившем удила из-за каких-то непонятных амбиций, не могут.
… Мальчики и девочки приходят на тренировку и начинают с поклонов: приветствуют, сидя на коленях, школу, зал, в котором занимаются. Учителя, у которого берут знания. Сосредоточенные и настроенные на серьёзные занятия, которые заканчиваются тоже поклоном. Никакой злобы и агрессии, а лишь уважение к сопернику и благородные отношения друг к другу. Здесь воспитывают бережное отношение к миру, близким, умение уважать старших, умение слушать.
Школьные учителя и родители отмечают усидчивость, спокойствие и даже определённую мудрость учеников-каратистов. Маленький человек ощущает себя сильным, а потому спокойным и уверенным в себе. Кому это может помешать?