В Камчатском краевом художественном музее работает первая персональная выставка талантливой фотохудожницы Анастасии Ерохиной. Это – настоящий «дневник», сборник из 50 с небольшим фотографий, которые рассказывают о личных переживаниях автора.
Главным объектом своих фоторабот Анастасия выбрала человека. В каждом из нас живёт огромный и уникальный мир – убеждена она, и готова тратить часы и даже годы на то, чтобы запечатлеть эти прекрасные и непохожие миры во всем их многообразии.
«Ты идёшь и наблюдаешь»
Эмма Кинас, kamchatka.aif.ru: Настя, почему, все-таки, фотография? Были ли мечты и планы, не связанные с ней?
Анастасия Ерохина: Сложно не увлечься фотографией, когда она окружает тебя с детства. Благодаря маме, я всегда была рядом с выставками, съёмками, лет с пяти уже помогала печатать снимки. Всё это притягивало, а так как мама ещё и педагог, преподаватель фотокружка, она умеет заинтересовать профессионально.
И занятия в фотостудии помогли – для подростка очень важны среда, общение, а тут целый коллектив сверстников, увлечённых одним делом. А ещё я к этому тянулась, как к виду искусства, как к музыке, живописи, которые тоже меня привлекали с детства. Я с удовольствием занималась в музыкальной школе, мне безумно нравилось, но я не была особо старательна и не тратила много времени на совершенствование техники. Наверное, сидеть на одном месте и тренироваться все-таки не моё. Фотография даёт возможность тренироваться в пути.
Собственно, в том и заключается работа – ты идёшь куда-то и наблюдаешь, что происходит. Поэтому мечты, которая была бы отдельно от фотографии, не было. Класса с восьмого я хотела стать журналистом, но опять же, фотожурналистом, и вуз выбрала по этому профилю, надеясь, что смогу дальше заниматься фотографией и сотрудничать со СМИ. Я безумно довольна, что так и вышло.
- А ты помнишь свою первую фотографию, с которой «всё и началось» по-взрослому?
Фотография, которая останавливает
- Теперь ты помогаешь обрести такое отношение другим подросткам. Что для тебя значит работа преподавателя фотостудии?
- Я прихожу на работу и говорю с детьми, которые увлечены моим любимым делом, о моём любимом деле – мне это очень нравится.
Нашей студии «Ритм» уже восемь лет, я начала её вести ещё студенткой, из-за желания немножко заработать, занимаясь при этом тем, что нравится. А вот то, что я потом не оставила эту деятельность (и мне кажется, уже не оставлю) пришло с опытом. Как уйти из коллектива, когда в нём выросли дети, которыми я горжусь? По уровню мастерства их уже можно назвать молодыми профессионалами.
- Настя, объясни, пожалуйста, нам – непрофессионалам и дилетантам – что такое хорошая фотография?
- Сложно ответить, очень субъективно всё. Один скажет: вот хорошее фото, а другой – боже мой, что за бред ты снял? А если взять современные взгляды на искусство, где фотография становится не законченным произведением, а всего лишь какой-то мыслью, предложением подумать, то найти ответ ещё сложнее. Ведь сегодня в музеях висят снимки, которые приводят в недоумение людей, не разбирающихся в фотографии. Они пожимают плечами: «Э-э-э... я тоже так могу!», и такое происходит постоянно – шутки про современное искусство все знают.
К слову, сейчас много людей занимается фотографией, и это здорово. Фотографию это двигает. Любители не заморачиваются с канонами, они снимают то, что им интересно, и на волне этой лёгкости фотография сдвинулась с мёртвой точки, стала развиваться, появились абсолютно новые направления, которые увлекли и профессионалов тоже.
Можно сказать, что хорошая фотография не та, что сделана профессиональной техникой и отвечает всем правилам композиции (на самом деле, если к месту нарушить фундаментальные правила, это даже украсит снимок). Хорошая фотография задевает за живое – и часто не соответствует канонам. Она останавливает зрителя. Мы заходим в Интернет, в соцсети, пролистываем их, и на просмотр фото тратим секунду, в лучшем случае – две. Если человек остановился и посмотрел хотя бы пять секунд – уже большая победа.
Есть фотография информационная, журналистская. Она рассказывает о мире, о событиях, отвечает на вопросы «что, где, когда?». Грань между информационной и художественной фотографией очень узка, и в истории есть масса примеров, когда хороший репортаж становился частью искусства. Так происходит, когда мы отходим от сиюминутности, и снимок остаётся интересным навсегда, спустя много лет он всё ещё рассказывает о чем-то важном. Наверное, это тоже признак хорошей фотографии.
- А что ближе тебе?
- Я люблю эмоциональную фотографию. Стремлюсь сопровождать её текстом, чтобы пояснить, о чем я говорю, потому что бывает, что фото кажется грустным, а на самом деле оно не о грусти, я добавляю текст, и снимок начинает звучать по-другому. Мне нравится осмысленное отношение даже к той фотографии, которая обращается к эмоциям.
Вообще, я считаю, что творческая фотография не бывает объективной, потому что всегда, когда мы занимаемся творчеством, мы добавляем в этот процесс себя. И выходит, что любая творческая фотография в известном смысле автопортрет – даже если мы снимаем другого человека.
«Любимые незнакомцы»
- Кстати, о людях. Почему именно они тебя вдохновляют больше всего?
- Каждый человек это целый мир, со своими подводными рифами и высокими горами... Они прекрасны. Я знаю, от фотографа с Камчатки больше ждут экзотики, вулканов, собак, и желательно подальше от города. Такого у меня нет. Приезжаю на конкурс, показываю свои фото: «Да, здорово, классно! А где вулканы? Почему вы не демонстрируете красоту вашей природы?». Удивляюсь в ответ: «А вы людей наших видели? У нас живут красивые, замечательные люди, почему вы считаете, что только природа? У нас тоже есть городская среда, и она особенная, со своими плюсами и минусами! Это тоже целый мир».
- И как реагирует этот мир, когда ты ловишь его в самые неожиданные моменты?
- По-разному. Серьёзных конфликтов никогда не было. Обычно, если человек на улице замечает, что я его снимаю, я ему просто улыбаюсь, говорю: «Вы классно выглядите, свет очень красиво падает, поэтому я вас сняла». Иногда показываю снимок. Изредка даже беру телефон, чтобы потом фотографию прислать.
- То есть, снимая на улицах незнакомцев, психологического дискомфорта ты не испытываешь?
- Испытываю! Но я его терплю. Сила кадра заставляет, - смеётся Анастасия. – Дискомфорт навсегда останется. По сути, я нарушаю личную границу человека, хоть это и общественное место, и по закону снимать можно, всё равно чувствую неловкость – человек занят своим делом, а я его снимаю... Но люди такие красивые, такие притягательные, что хочется их снимать, рука тянется ловить эти моменты.
Дневник
- Тебе не в новинку участвовать в выставках. Что нового подарила тебе нынешняя?
- Я действительно с детства участвовала в студийных, в краевых, конкурсных выставках, в качестве члена фотоклуба «Камчатка», во всероссийских детских и юношеских, потом во взрослых. Но «Дневник» – моя первая персональная выставка. И подготовка к ней была очень волнительна! Одна я бы не справилась. Была огромная помощь со стороны мамы, моего друга, детей, которые у меня занимаются – они тоже очень помогали и давали ценные советы.
Это волнительно ещё и потому, что очень хочется, чтобы мой взгляд был принят, чтобы выставка не канула в пустоту, чтобы остался отголосок. И я надеюсь, что это удалось – я получаю отзывы от знакомых и, что более важно, от незнакомых людей. То, что друзья поддержат – это ясно, а вот то, что незнакомые люди пришли на выставку, и что-то их заставило потом найти меня в Инстраграме и написать отзыв, очень ценно.