Примерное время чтения: 5 минут
364

Пойдём Северным путём. Перспективы развития СМП обсудили на Камчатке

Выездная сессия Восточного экономического форума, основной темой которого стало развитие круглогодичной навигации по Северному морскому пути (СМП) прошла в Петропавловске-Камчатском 21 июля.

Ключевой хаб

Организаторами сессии выступили министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), Госкорпорация «Росатом», правительство Камчатского края и Фонд Росконгресс.

Руководители федеральных и региональных органов исполнительной власти, эксперты со всей страны, руководители компаний, активно использующих Севморпуть для доставки грузов, собрались на Камчатке, чтобы обсудить будущее транспортной артерии по самому короткому пути из Атлантического океана в Тихий.

Открывая сессию, глава региона Владимир Солодов отметил, что развитие СМП – ключевая тема для Камчатского края.

«Уверен, она будет ключевой и на предстоящем Восточном экономическом форуме. Президентом Российской Федерации обозначена стратегическая цель – сделать Северный морской путь глобальной транспортной артерией в Арктике, использовать те преимущества, которые нам предоставляет природа. Мы твёрдо понимаем, и это обосновано цифрами: Севморпуть – это самый короткий и самый экономичный транспортный коридор в арктической части земного шара. И те стратегические цели, которые были поставлены – доведение оборота до 80 миллионов тонн – требуют серьёзной комплексной работы. И мы видим, что от экспериментальных рейсов мы подходим к постоянно функционирующей и комплексной структуре СМП. И мне кажется, что главное сегодня – обсудить этот аспект его развития», – заявил губернатор.

Владимир Солодов подчеркнул, что полуостров будет одним из ключевых хабов транспортной артерии. Это станет возможным благодаря реализации проекта по перевозке сжиженного природного газа.

«Камчатка – это естественные восточные ворота нового стратегического транспортного коридора, при этом мы понимаем, что Северный морской путь – это уже не план, это реальность. В этом году 18 миллионов тонн было перевезено, в крае реализуется один из флагманских проектов по перевалке сжиженного природного газа, который сделает Камчатку одним из ключевых мировых хабов», – пояснил глава региона.

Обратный маршрут

Круглогодичная навигация невозможна без комплексного развития – создания полноценной инфраструктуры и обеспечения безопасности арктического судоходства. Это стало темой второго трека сессии. По словам Владимира Солодова, сейчас прорабатываются вопросы развития инфраструктуры, строительства ледокольной группировки, обслуживания судов, которые будут приходить по СМП.

«Будут созданы рабочие места, в региональный бюджет начнут поступать налоги, получат развитие и смежные производства: судоремонт, обслуживание судов. Это значит, что экономика Камчатки будет базироваться на этом транспортном потоке», – добавил губернатор.

Также в ходе сессии обсудили использование СМП как нового логистического маршрута для доставки грузов с Дальнего Востока в европейскую часть России.

«Сегодня эта тема актуальна как никогда. И грамотно выстроенная логистика вкупе с тарифами на перевозку, которые существенно ниже тех, которые сейчас есть при проходе судов через Суэцкий или Панамский каналы, позволят, к примеру, обеспечить Дальний Восток товарами, производимыми в материковой части России, а жителей центральной и европейской частей нашей страны высококачественной рыбой, добываемой в наших северо-восточных водах, и рыбопродукцией», – рассказала заместитель председателя правительства края Юлия Морозова.

В 2021 году грузопоток по СМП достиг 34,9 миллиона тонн, превысив самые высокие показатели СССР в пять раз. При этом интенсивность судоходства распределена неравномерно. В западной части акватории Севморпути уже многие годы осуществляется круглогодичное судоходство, ориентированное в основном на рынки Западной Европы. В восточном же секторе, наиболее сложном с точки зрения ледовой обстановки большую часть года, навигация длится всего около трёх месяцев.

Сегодня геополитическая обстановка и стремительный рост рынков стран Азиатско-Тихоокеанского региона свидетельствует о необходимости интенсификации развития инфраструктуры именно восточного сектора СМП. Компания «НОВАТЭК» рассчитывает, что круглогодичная навигация по восточному направлению СМП станет возможной зимой 2023/2024 годов. «Газпромнефть» считает рынок Азии наиболее перспективным и перенаправляет туда нефть, в том числе с традиционного рынка Европы. И всё это говорит о том, что организация круглогодичного судоходства на всей акватории, обеспечение базовых потребностей потребителей транспортных услуг является приоритетной задачей.

Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков ранее рассказывал, что в бухтах Сероглазке и Бечевинской разместятся крупнейшие перевалочные базы для сжиженного природного газа («АиФ-Камчатка», № 27, материал «Романтика и рубли». – Прим. ред.). «Тяжёлым, ледового класса, газовозам трудно, да и незачем идти в тёплые воды, поэтому Камчатка, как нельзя лучше, подходит для перераспределения таких грузов. Там же имеет смысл создать рыбопромышленный хаб. Оттуда дальневосточная рыба сможет отправиться в западные части России», – уточнил министр.

Без заторов во льдах

Весной на совещании по развитию Северного морского пути, которое прошло под председательством президента РФ Владимира Путина, было принято решение о необходимости обеспечить централизацию полномочий по управлению судоходства в контуре госкорпорации «Росатом». 

«В рамках выполнения поручения в кратчайшие сроки были разработаны все необходимые нормативные документы. На днях председателем правительства будет утверждено распоряжение по созданию нового учреждения ФГБУ «Главное управление СМП», которому перейдёт самое главное – полномочия по управлению судоходством», – рассказал специальный представитель ГК «Росатом», заместитель председателя государственной комиссии по развитию Арктики Владимир Панов.

Судовладелец получит «единое окно» для оформления разрешения на рейс. Одно из нововведений, сказывающихся положительно на безопасности судоходства на трассе СМП, возможность ограничения движения судна в случае, если прогноз ледовой обстановки будет отличаться от его ледового класса.

«Ранее нормативными документами допускалось, что в случае наличия разрешения, решение о выходе могли самостоятельно на свой страх и риск принимать судовладелец и капитан», – отметил Владимир Панов.

Передача полномочий в одну структуру и корректировки в ограничениях прохода судов позволят избежать таких ситуаций, как в ноябре 2021 года, когда более 20 судов застряли в акватории Северного морского пути. Их пришлось экстренно вызволять изо льдов.

Справка
Сегодня альтернатива СМП – транспортные артерии, следующие через Суэцкий или Панамский каналы. Расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, Северным морским путём – только 5 770 морских миль.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах