Примерное время чтения: 8 минут
298

Парабола режиссёра Власенко

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35 30/08/2011

Он уже шесть лет не смотрит телевизор - убеждён, что оттуда людей закачивают ненужной информацией. А самым интересным человеком на земле считает самого себя. Ещё он полон противоречий, как истинный художник...

Имя Сергея ВЛАСЕНКО сегодня известно на Камчатке любому просвещённому киноману. Свой первый документальный фильм "Эвены в танцах" он снял до того, как поступил на Высшие режиссёрские курсы в Москве. На минувшей неделе, накануне Дня российского кино, фотохудожник и мастер киносъёмки побывал в редакции "АиФ-Камчатка".

Полтора года счастья

...Судьба открывала Сергею его предназначенье постепенно. Мама после переезда на Камчатку не могла найти себе работу и какое-то время трудилась уборщицей в драмтеатре. И частенько брала туда с собой сына, которого атмосфера храма Мельпомены, разумеется, не могла не заворожить.

А определяющую роль в жизни сыграл отец - он был для Сергея кумиром. Папа сказал как-то: "Сынок, самый крутой парень на деревне - это баянист!". И Серёжа пошёл на музыку.

Уроки проходили в Доме пионеров, учиться музыке нравилось, его преподавателем была красивая женщина. Но однажды она ударила его по рукам: не так сыграл. Это стало концом музыкальной карьеры Сергея - он перестал ходить на уроки.

Впрочем, была ещё одна причина. Мальчишка не раз проходил мимо комнаты кинокружка, за дверью которой были слышны постоянный смех и весёлые голоса. Однажды заглянул туда: в центре среди детей стоял высокий бородатый мужчина - он показался Сергею просто богом!

А потом, в 4-м классе, к ним на урок зашёл тот самый высокий бородач и спросил: "Кому из вас нравится кино?"

На первое занятие пришли все. На второе - 5 человек. А на третьем остался лишь один Сергей. Оказалось, что снимать кино - огромный труд. Тогда ещё не было цифровых камер и компьютеров.

Это были полтора года счастья. Сергей бросил баян и ходил на кинокружок, ничего не говоря отцу, боясь признаться. Он изучал искусство кино с самых азов: бесконечные дубли и пересъёмки, рулоны проявленной плёнки. Самой сложной была мультипликация. Но когда на экране появлялись, наконец, кадры, пусть даже отснятые косо и криво, - это чувство не могло сравниться ни с чем!

Свою тайну он открыл отцу в 5-м классе. Через год тот купил Сергею первый проектор. А в 9-м классе - первую камеру.

Минута славы

- Это как первая машина в жизни мужчины, как первая женщина... "Кварц 2х8" - суперкамера, лучшая на свете! Я и до сих пор так думаю. Она надёжная, как автомат Калашникова.

Он стал снимать всё подряд. Субботники, школьные вечера, походы... Но ничего не показывал. И на парня с камерой в руках перестали обращать внимание. Тем лучше получались кадры...

К выпускному вечеру Сергей смонтировал настоящий фильм, с титрами и музыкальным оформлением. И показал его! Для окружающих это были изумление и шок одновременно. Директор школы вышел и спросил растерянно: "Кто это сделал?". А девчонка, за которой Сергей безуспешно бегал два года, сразу подошла и предложила потанцевать. Но он в пылу гордыни отказал. Это были его триумф, его премьера, его Канны...

- Владимир Мотыль, режиссёр-постановщик "Белого солнца пустыни", как-то сказал очень сильную фразу: "Кто-то идёт к мечте прямо, а кто-то - по параболе. И, наверное, второй путь лучше: он даёт бесценный жизненный опыт и мудрость". У меня как раз второй случай.

...Отец для Сергея был авторитетом непререкаемым. После школы он сказал: "Сынок, ты становишься мужчиной. У тебя будет семья, которую нужно кормить. Но эти твои мультики - баловство. Поступай на электромеханический. Закончишь - и делай потом что хочешь, но запомни: никогда не будь никому должен и держи своё слово".

Это стало самым крутым витком параболы Власенко...

Отучившись в высшей мореходке, Сергей ушёл бороздить океан. Потом в армию. В непростые 90-е сполна хлебнул и армейской дедовщины, и морского братства. Говорит, что стал агрессивным, лысым и массивным - весил больше 100 кг. Здоровая злость стала его внутренним движком, стимулом что-то доказать себе в этой жизни. В море, в свободные от вахты часы, читал Чехова, Драйзера, Гюго, Ницше - это были его университеты. А в армии, кроме внутренней силы в самом себе, нашёл и внешнюю - жену.

- Мы оба - личности, - говорит Сергей о Яне, своей второй половине. - Наверное, я не идеальный муж. Но, пользуясь случаем, хочу попросить у неё прощения... Она - лучшая из женщин!

...Вернувшись на гражданку, Сергей уже твёрдо знал, чем будет заниматься - только кино! Он стал всерьёз готовиться к поступлению во ВГИК, на режиссёрское отделение. Поступил с третьего раза. И целенаправленно пошёл в мастерскую Владимира Хотиненко.

Лучшее место на земле

- Лучшее место на земле - это "Мосфильм". Приезжаешь туда и видишь тысячу таких же сумасшедших, как сам. Это был мой дом - даже ночевал там. Смотрели фильм Хотиненко "72 метра"? В нём есть и мои несколько кадров. Участие в этой ленте для меня - подарок судьбы. Представьте, только ассистентов было 40 человек! Я готов был держать лампочку на съёмочной площадке, до того хотел научиться снимать кино! Быть режиссёром! Уверен, если ты всерьёз чего-то захочешь - обязательно добьёшься. А самое страшное - боязнь облажаться. При этом я был очень тщеславен. В то время жизнь воспринималась как бесконечное ристалище и думалось, что всё могу!

Помню, в 2003-м году, когда учился, на "Мосфильме" снималось одновременно около 60 сериалов. Мушкетёры, песни о главном, няня Настя... Однажды, когда мимо нас прошли Пугачёва с Киркоровым, меня поразило, что даже молодые девчонки с факультета кинокритики не повернули головы - у нас было СВОЁ очень важное кино! Это как вирус. Я до сих пор им заражён безумно! Кино - это и зараза, и лекарство! Когда я беру в руки камеру - я бог!

...Однажды съемки были в больнице. Резали аппендицит. Сергей остался сидеть в предоперационной: он ведь терял сознание даже тогда, когда у него брали кровь на анализ. Вскоре раздался звук падения - оператор упал в обморок. Камеру взял второй. Но, как только хирург проник в полость тела, звук повторился - очередного киношника тоже вынесли без сознания. Из "живых" остался только Власенко. И, глядя через объектив на операционный стол, он потерял чувство страха - снимал и снимал один крупный план за другим...

- Когда смотрю на мир через объектив - я уже другой. Иногда просматриваю отснятый материал и не верю, что это сам снял! С фотоаппаратом и кинокамерой меня можно запускать в космос без скафандра. Я препарирую этот мир! Ведь камера не врёт, её невозможно обмануть! В отличие от фотоаппарата. Вот он - лжец. Фотография - это мгновение! И это может быть красивая, глянцевая, гламурная ложь.

...Зимой 2011-го позвучал звонок из Москвы: его однокашница-продюсер позвала снимать реалити-шоу - не могла сработаться с другими режиссёрами. Работа была столь успешной, что Сергей после получил кучу предложений, одно из которых - даже в Голливуд. Но Власенко ценит независимость. И Камчатку. Говорит: "Москва - агрессивный город. А Камчатка - спокойная, честная и застенчивая".

ДОСЬЕ

Сергей ВЛАСЕНКО родился 4 сентября 1970 года в г. Житомире Украинской ССР в семье военного. На Камчатке - с 1979 года. Окончил школу N 9 в Петропавловске, ПКВИМУ, ВКСР (Высшие курсы сценаристов и режиссеров) в Москве. В 1999 г. основал на Камчатке студию "Диджител-Арт", в 2005-м - ООО "Камчатфильм".

Автор идеи, сценарист и режиссёр игрового художественного фильма "Ахвалахи", документальных фильмов "Эвены в танцах", "Берингия - северный дневник", "Орочи - оленные люди"... В 2006 году получил премию "Человек года" как лучший фотограф Камчатки.

Жена Яна - фельдшер в областной больнице, дочь Юлия окончила художественную школу, участница творческих выставок.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах