Примерное время чтения: 10 минут
996

«Камчатка — раздолье для режиссёров». Как в 16 лет снять авторское кино

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. «АиФ-Камчатка» 13/12/2016
На Камчатке не нужны декорации.
На Камчатке не нужны декорации. / Михаил Пешков / Из личного архива

11-классник из Петропавловска-Камчатского Михаил Пешков на встрече с корреспондентом «АиФ-Камчатка» сказал: «Наша жизнь сложна, непредсказуема, может запросто переставить местами чужого и близкого, в одночасье лишить всего. И порой всё, что у нас остаётся — это надежда». И в ходе беседы журналист убилась, что юноша вовсе не рисуется, а действительно мыслит несколько глубже большинства своих ровесников.

В 16 лет он уже снял свой первый авторский фильм «Океан» и вот-вот представит это кино на суд общественности. Но пусть вас не вводит в заблуждение типично камчатское название фильма юного режиссёра. Картина получилась совсем не о живописных пейзажах полуострова.

Край для апокалипсиса

У Миши на носу выпускные экзамены и поступление в вуз. В планах у молодого человека — учёба в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения. А снятый в родном Петропавловске фильм — ещё один «плюсик» в портфолио камчатского школьника. Ведь парень не только «делает» кино — он ещё ведёт потрясающий блог о красотах родного края. И не только…

– Я очень люблю путешествовать один, с фотоаппаратом в руках. Не так давно побывал в Санкт-Петербурге, Красноярске, на озере Байкал, — рассказывает о своих летних приключениях Миша. — И для создания красивых фотографий не нужен потрясающий взгляд пейзаж. Можно просто подняться на ближайшую сопку и сделать удивительный снимок. Главное — что-то сказать своим фото, передать настроение. Это умеют делать только истинные творцы, и к ним не стоит причислять «графоманов», которые «щёлкают» всё подряд. Разговаривать с людьми через снимки я ежедневно учусь в фотошколе. Получается или нет — об этом лучше спросить у тех, кто следит за моим творчеством.

Ульяна Бакуменко, kamchatka.aif.ru: Но всё-таки фотография и киноискусство — вещи разные. Как появилась мысль снять фильм, да ещё и на тему постапокалипсиса?

Михаил Пешков: На Камчатке просто раздолье для режиссёров, которые хотят работать в жанре постапокалиптики (смеётся). У нас колоссальных пейзажей, заброшенных зданий, да туманных рассветов — хоть отбавляй! Даже декорации не приходится придумывать — бери камеру и работай.

Сюжет фильма «Океан» вертится вокруг подростка Саши. Он — «белая ворона» в хорошем смысле этого слова, и в его размеренную жизнь врывается известие о смертельном вирусе, который не щадит никого. Как потреплет молодого человека апокалипсис, полное одиночество и сложный моральный выбор: самому стать жертвой или принести в жертву других, смотрите в фильме. На презентацию, кстати, приглашаю всех желающих.

Сьёмки фильма «Океан».
Сьёмки фильма «Океан». Фото: Из личного архива/ Михаил Пешков

Герои на снегу

– Актёры, занятые в картине, твои друзья?

– И не только. Актёрский состав пришлось поменять один раз — некоторые герои в итоге оказались лишними. И мне работа с людьми далась куда сложнее, чем всё остальное. Хорошо помню, как мы снимали первую сцену. Куча малознакомых мне ребят, споры, ссоры, вопросы: «Миша, а что нам делать?». В итоге эта сцена даже не вошла в картину — не получилась совсем. Режиссёр — это ещё и психолог, так пишут в умных книжках. Однозначно согласен. Читал показательный пример: на съёмки к Никите Михалкову пришла актриса в шутливом настроении, а сцену ей предстояло играть грустную. Никита Сергеевич долго обнимал девушку, пока её весёлость не сменилась спокойствием и степенностью. И только потом они приступили к съёмкам.

Но, несмотря на все трудности, я хочу поблагодарить актёров. Они работали в непростых условиях: барахтались раздетые в снегу, стояли по несколько часов на ледяном ветру. Считаю, что получилось у нас неплохо, при условии, что почти все актёры не имели опыта работы в кино.

Актёры работали в непростых условиях.
Актёры работали в непростых условиях. Фото: Из личного архива/ Михаил Пешков

– Наверняка бюджет фильма был сильно ограничен. С реквизитом как решали вопрос?

– Очень выручали друзья-знакомые. Мы старались, чтобы в кадре все вещи выглядели правдоподобно. В фильме есть сцена: военные расчехляют автоматы и эвакуируют «заражённых вирусом» жителей из города. Снимали мы её около Камчатского театра драмы и комедии, и очень удивились, когда на место съёмок прибыл наряд полиции с настоящими автоматами. Видимо, бдительные граждане решили позвонить в «02»… Все вопросы с органами правопорядка решили, но они нам посоветовали больше не пугать прохожих.

Во время съёмок ребят задержал наряд полиции с автоматами.
Во время съёмок ребят задержал наряд полиции с автоматами. Фото: Из личного архива/ Михаил Пешков

– Твой фильм — не развлекательное кино, и поймут его не все. Как считаешь, нужно ли упрощать картины для массового зрителя?

– Нужно снимать кино, из которого каждый вынесет что-то своё. Кто-то скажет просто: «О, прикольный фильмец, можно посмотреть». А кого-то «зацепит» по-настоящему. Снимать нужно и для тех, и для других.

– Фильм называется «Океан», но большая вода появляется лишь в последних кадрах. Это режиссёрский ход или просто так получилось?

– Могущественный океан в картине — это символ сбывшихся надежд героев. Я вижу это примерно так. Вообще, озаглавливать свои работы очень сложно, ты как бы загоняешь её в рамки. Например, представьте фото: человек идёт на фоне заката. Можно назвать «Одиночество». Но можно ведь и «В новый путь». Почувствуйте разницу, как говорится.

Молодые и шустрые

– Главный герой твоего фильма смотрит на мир чуть по-другому, чем большинство его ровесников. По-твоему, быть «белой вороной» — хорошо?

– Это хорошо, если ты выделяешься не зелёными волосами, а успехами, достижениями. Я только вернулся из Всероссийского детского центра «Океан» и нахожусь в приятном шоке: сколько талантливых ребут живут в России! Все они «белые вороны» в каком-то смысле, но каждый из них — невероятно интересный человек. В этом смысле быть «не похожим» — круто!

Океан в картине — это символ сбывшихся надежд героев.
Океан в картине — это символ сбывшихся надежд героев. Фото: Из личного архива/ Михаил Пешков

– Что ж получается: незаслуженно каждое новое молодое поколение ругают?

– Ну почему же. И поругать нас есть за что. Недавно наблюдал за своим знакомым. Он в популярной соцсети по второму разу начал ставить «мне нравится» на уже просмотренные фото. На каждый снимок он тратил примерно полсекунды, и даже не понял, что раньше их уже видел. Или многие мои друзья читают книгу, и помнят лишь сюжет, а чего-то важного для себя не выносят. Я не могу сказать, что это наша вина, время просто такое. Темп жизни убыстряется. Мне 17, я смотрю на 14-летних ребят — они уже шустрее, чем мы. Быстрее схватывают модные тенденции, быстрее соображают.

– Перед премьерным показом волнуешься?

– Почему-то нет. Хотя, уже думал, что скажу первым зрителям перед тем, как нажму кнопку «плэй». Почти ничего не буду говорить (смеётся). Не хочу разглагольствовать: «Я этим фильмом хотел сказать, что…» Пусть каждый ответит себе на этот вопрос сам.

– А сам ты — привередливый зритель?

– Люблю психологические фильмы. Одна из любимых картин — «Интерстеллар». После просмотра я не спал до пяти утра, вышел на улицу и стал на этот мир смотреть по-другому. Это сложно объяснить. Фильмы нужно смотреть разные, стараться не возвращаться к любимым картинам, хотя такой соблазн всегда есть. Но чем больше смотришь хорошего кино, тем лучше работают твои мозги. Советую это всем!

Досье
Михаил ПЕШКОВ. Родился в Петропавловске-Камчатском в 1999 г. Учится в средней школе № 27. Планирует поступать в Санкт-Петербургский университет кино и телевидения на факультет экранных искусств.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах