Начало угольной истории в Корякском автономном округе (КАО) было обнадеживающим.
Учитывая отдаленность этой территории и то, что сюда не так-то просто завозить топливо, федеральный центр постановил: впредь округу греться исключительно собственным угольком.
Многотрудная ноша
Пионером в решении этой государственной задачи стала Горнорудная компания Корякии, получившая лицензии на разработку Гореловского каменно-угольного месторождения и Аметистовской золоторудной провинции. Время было трудное - начало приснопамятных 90-х годов, так что вскоре стало очевидно: двоих Боливару, то бишь инвестору, не вывезти. Потому он отдал предпочтение благородному металлу, а трудягу-уголька отпустил на вольные хлеба. Вот так и появилось на свет ЗАО "Корякуголь", взявшее на себя многотрудную ношу по обеспечению корякских поселков, расположенных вдоль западного побережья, вожделенным энергетическим сырьем. Было это 4 декабря 1995 г., так что фактически компания - на пороге своего 15-летия.
Становление ЗАО "Корякуголь" совпало с периодом глубочайшей депрессии, охватившей не только полуостров, но и в целом страну. Если кто подзабыл, напомним: это было время, когда шахтеры в знак протеста стучали касками перед Домом российского правительства, а их коллеги живой изгородью перекрывали Транссиб. Корякским угольщикам тоже было не сладко, но они работали в непростых климатических условиях Севера, твердо веря в то, что с пуском Гореловского разреза начнется эра активного потребления угля в поселениях округа. По самым скромным подсчетам, им следовало ежегодно выдавать на-гора где-то 60 тыс. тонн топлива.
- Планка высокая, но она была нам под силу. Во-первых, коллектив располагал (и располагает!) прекрасным кадровым потенциалом. Достаточно сказать, что большинство специалистов, в особенности итээровского звена, имеют хорошую базовую подготовку и солидный опыт практической работы. А во-вторых - мы приобрели технику, в том числе и тяжелую. Да, в основном, бэушную, но исправную, она и сейчас у нас в строю. Ну и, конечно, построили неплохой вахтовый поселок - со столовой, баней, сушилкой, комнатой отдыха со спутниковым телевидением и гостиницей. Мы ведь искренне верили, что в округе действительно взят курс на развитие угольной энергетики, - говорит генеральный директор ЗАО "Корякуголь" Сергей СПИВАК.
Тепло и хлеб
Нельзя сказать, что предприятию все давалось легко. Но даже при таком раскладе ничто не могло приостановить становление компании. Коллектив не только уверенно отвечал на вызовы тогдашней жизни, но и сумел направить вектор своей деятельности исключительно на развитие. Для примера: после Гореловского он, что называется, не переводя дыхание, взялся за освоение Хайрюзовского месторождения. Одновременно выполнил его доразведку, благо опытных специалистов в компании предостаточно. А потом по зимнику стал доставлять энергетический продукт в районную коммуналку, освободив ее от капризных материковых поставок.
Интересная деталь - Гореловское месторождение компания осваивала только летом (здесь задействована морская схема транспортировки угля), а Хайрюзовское, по причине полного отсутствия дорог, - исключительно зимой. Однако никакого недобства здесь нет, скорее наоборот - коллектив практически круглогодично занят делом, а это, согласитесь, нормальная зарплата и нехилые отчисления в налоги всех уровней.
И, наконец, самая большая радость коллектива - Паланское месторождение. Его здесь сравнивают с эдаким бриллиантом в "короне" компании. Благодаря стабильной работе муниципального предприятия "Горсеть", угольный разрез наращивает объемы добычи, развивается. Например, только за последние год-полтора тут прикупили два экскаватора, бульдозер, самосвал. Есть полное понимание и с Паланской администрацией. Ну и перспективы тоже весьма обнадеживающие. Скажем, скоро будет построена дорога от корякской столицы к Тигилю, так что и к этому поселению покатят тяжелые самосвалы с углем. Работы, понятно, прибавится, но это тот случай, когда такие прибавки греют душу.
Качество на высоте
В коллективе нам не раз говорили: "Нужна стратегия развития ЗАО "Корякуголь". Нужна из многих соображений: чтобы развиваться, платить людям зарплату, наконец, чтобы увеличить объемы добычи". Но... ясности здесь как не было, так и нет. И это притом, что компания способна удовлетворить любые заявки своих партнеров. Впрочем, и с ними сейчас не все гладко. Чтобы не пускаться в долгие объяснения, отметим, что некоторые чиновники обвинили предприятие в низком качестве угля. Упрек, понятно, довольно серьезный. Стали разбираться. Первым делом провели серию лабораторных анализов, предприняли другие меры объективного контроля. Нет, качество оказалось на высоте, а вот в вопросах складирования угля, за что, кстати, отвечает местная власть, вскрылся букет грубых отступлений от технологии. Именно это приводило к тому, что топливо поставлялось в котельные с примесями земли, в результате чего случались сбои в их работе.
По мнению независимых экспертов, корякский уголь полностью отвечает всем требованиям отечественной теплоэнергетики. Дело здесь в другом: просто некоторые конкуренты очень заинтересованы в том, чтобы подорвать деловую репутацию ЗАО "Корякуголь" на камчатском рынке, вот и пускаются во все тяжкие. Надо полагать, что и чиновники тоже не безгрешны. А иначе, как объяснить тот факт, что дорогостоящему привозному углю в крае дается зеленая улица, а перед местным, который чуть ли не вдвое дешевле тьмутараканского, то и дело зажигается красный свет. Это что - по просьбам трудящихся? Или, может быть, дешевый уголь нынче не в моде? Таких вопросов, к сожалению, накопилось предостаточно, но они почему-то не беспокоят местную власть, что более чем странно.
По логике, роль регулятора должна взять на себя краевая администрация. Конечно, она может отмолчаться (что зачастую и делает) или сослаться на законы рынка, но это ли выход? Всякого рода проволочки уже привели к тому, что местный уголь оказался в крае на правах пасынка. Очевидно, что если и дальше соблюдать нейтралитет, то не исключено, что прозаичное тепло станет в корякских поселениях воистину золотым. Кто от этого выиграет?
ПИСЬМО
От ворот поворот
С углем на Камчатке творится что-то непонятное. Край буквально нашпигован неисчерпаемыми запасами этого топлива, а мы возим его из дальних далей. Но почему?! Впрочем, вопрос этот, скорее, риторический, чем по существу дела. Сегодня даже первоклассник доходчиво объяснит - и зачем и в чьих интересах. Как ни печально это признать, но не рынок нынче правит бал, а банальные откаты.
Это не голословное утверждение. Недавно наша управляющая компания предложила елизовскому "Теплоэнерго" выгодный гешефт (бизнес) - поставки угля по довольно симпатичной цене. Во всяком случае, она была ниже той, по которой предприятие покупает топливо. И что же? Предложение было решительно отвергнуто, а его инициаторы получили от ворот поворот.
Игорь СЛАВИН
ДОСЬЕ
Сергей Спивак родился в Тиличиках в 1960 году. Окончил здесь среднюю школу. Профессию гидрогеолога получил в Одесском госуниверситете. Трудовой путь начал в Пенжинской геологоразведывательной экспедиции, где вырос до главного специалиста. В 1999 г. возглавил ЗАО "Корякуголь". Женат, воспитал сына и дочь. Увлекается охотой и рыбалкой, ценит настоящую мужскую дружбу.