Примерное время чтения: 7 минут
207

С корабля на съезд

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41 09/10/2007

2 декабря в России состоятся выборы депутатов Государственной Думы 5-го созыва. В них впервые примут участие избиратели, родившиеся в 1989 году.

А 18 лет назад их родители впервые приняли участие в свободных, на альтернативной основе, выборах народных депутатов СССР, а потом внимательно следили за работой съездов в Москве. Одни считали эти съезды началом демократии, другие - началом конца СССР. Правы оказались и те, и другие.

С одним из народных депутатов от Камчатки - в те годы капитан-директором БАТМ "Океанрыбфлота", а ныне советником Главы краевого центра Евгением Кабановым встретился наш корреспондент.

"Бориску на царство!"

- Какими были первые впечатления от Москвы того времени?

- 1989 год был сложным для страны. В столице это очень чувствовалось. Нас поселили в гостинице "Москва", перед которой были разбиты палатки - пикетировали беженцы из Нагорного Карабаха (тогда шла настоящая война между Азербайджанской ССР и Армянской ССР), Ферганы и других горячих точек. А одним из первых вопросов, который мы обсуждали, стали события в Тбилиси, где войска разогнали митинг и где погибли люди. Тогда же депутаты из Прибалтики заявили об особом пути развития своих республик, потребовали от Горбачева рассекретить протоколы пакта Риббентропа-Молотова.

Заседания проходили очень бурно. Больше других запомнились яркие выступления Евгения Примакова, Аркадия Вольского, Анатолия Собчака, Гавриила Попова, Сергея Станкевича, Виктора Алксниса из Латвии, Казимиры Прунскене из Литвы.

Когда образовалась межрегиональная депутатская группа, я вступил в нее, так как поначалу она действительно занялась РЕГИОНАЛЬНЫМИ проблемами. Но позже цели и задачи МДГ изменились. Главным стало: "Бориску на царство!" Когда я это понял, то из группы вышел.

- Что еще на съезде вызывало у вас протест?

- Съезд полностью транслировался в прямом телеэфире. С одной стороны, это было здорово, с другой - многие, как говорят сейчас, просто пиарились, старались "засветиться" на всю страну. Даже один из камчатцев (не буду называть - кто) не удержался от популизма и прокричал с трибуны: "Почему Горбачев всюду ездит со своей женой? Это вызывает возмущение народа!"

Замечал я и то, что некоторые депутаты с трибуны заявляли, что не будут голосовать за тот или иной закон, а сами в бюллетенях ставили "за".

Одним из первых законопроектов, который мы обсуждали, касался деятельности предприятий в условиях рынка. Я был убежден, что именно мы первыми в стране получили его текст на руки. Но уже ночью в моем номере зазвонил телефон: "Давайте договоримся: вы завтра предложите в такой-то статье изменить такое и такое слово. А мы оценим ваш поступок во столько-то рублей. А если поправка будет принята, то получите больше". Обещали десятки тысяч (моя депутатская зарплата была 200 руб.). Я отказался, но на утреннем заседании понял - звонили не только мне. И некоторые депутаты на ночное предложение откликнулись.

- Это были существенные поправки?

- Сами по себе они казались абсолютно безобидными. Но в сочетании с такими же на вид безобидными поправками в предыдущих и последующих статьях, они создавали такую черную дыру в законе, что, используя ее, можно было абсолютно "законно" уводить из бюджета деньги.

- И никто не чувствовал подвоха?

- Чувствовал Анатолий Иванович Лукьянов - председатель Верховного Совета. Стоило депутату от микрофона предложить что-либо подобное, как Лукьянов его прерывал: "Я знаю, чем продиктовано ваше предложение!" И объяснял всем, чем такая поправка чревата. После этого депутат понимал, что "засветился".

Однажды на съезде выступил мэр Москвы Гавриил Попов. Он начал стращать всех тем, что Москва на грани голода, что срочно необходимы 8 млн долларов для покупки картофеля в Голландии. Ему возразили: картошки полно на полях подмосковных колхозов, ее надо только выкопать. Попов заявил, что москвичи этим заниматься не будут, это дело аграриев! Тогда министр обороны Язов отдал приказ Московскому военному округу помочь колхозникам. На следующий день разразился скандал. Часть депутатов на всю страну заявила: военные взяли столицу в кольцо и готовят переворот.

"Афганца" приговорили к расстрелу

- Приходилось ли встречаться с членами правительства?

- Статус народного депутата давал мне право быть принятым любым министром, даже председателем правительства Н. Рыжковым. Правда, с ним нужно было предварительно договариваться о времени. Николай Иванович мог назначить встречу на 2 или 3 часа ночи, оставался в своем кабинете и позже. Но утром всегда приходил на заседания свежевыбритым и бодрым. В 1992 году в составе делегации я участвовал в Международной конференции по Берингову морю. Об ее итогах я попытался рассказать премьер-министру, уже Егору Гайдару. Сидел целую неделю каждый день в приемной с 9 до 18. Он принял меня, только потому, что понял - я не уйду, и все, что я сказал, пропустил мимо ушей.

- Если капитан-директор долго не ходит в море, он теряет квалификацию и навыки. Как вы совмещали работу в Москве и дома?

- Хотя я и работал в Верховном Совете на постоянной основе, мне удавалось периодически ходить в море. Правда, только с личного разрешения М. Горбачева или А. Лукьянова. Только один раз Лукьянов запретил мне выход - принимался пенсионный закон, в разработке которого я активно участвовал.

- Каждому депутату приходится заниматься и частными обращениями. Какой-нибудь случай запомнился вам особо?

- Когда мы улетали на первый съезд, в Елизовском аэропорту ко мне подошла женщина. Оказалось, мама офицера-"афганца" с Камчатки - Валерия Кузьмина. Она рассказала, что ее сына еще в 1985 году трибунал приговорил к расстрелу. По телевидению тогда показывали, что наш "ограниченный контингент" только тем и занимается, что помогает ремонтировать дороги да сажает деревья. А на самом деле в Афганистане шла очень жестокая и кровопролитная война, и у некоторых наших мальчишек не выдерживали нервы. На жестокость противника они отвечали жестокостью. Газеты об этом не писали, но многие наши "афганцы" были осуждены трибуналами за воинские преступления.

Валерию расстрел заменили на 15 лет колонии. А позже мы разработали и приняли закон об амнистии всех, кто был осужден по воинским статьям, и о возвращении им воинских званий и должностей. Сколько я потом добрых писем получил от "афганцев" и их матерей и отцов! Такого не забудешь!

Народные депутаты ссср от камчатки

Александра Баленко - работала в представительстве Камчатской области в Москве. Вышла замуж. Живет в столице.

Виктор Киселев - занимается бизнесом, живет в Москве.

Владимир Косыгин (Коянто) - писатель, в 1991 году вернулся в Палану.

Владимир Сватковский (ныне покойный) - после роспуска съезда продолжал руководить колхозом им. Ленина.

Евгений Кабанов - после роспуска съезда продолжал работать капитан-директором БАТМ "27 съезд КПСС", ныне советник главы Петропавловского городского округа.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах