Примерное время чтения: 4 минуты
98

Сельская учительница

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41 11/10/2006

Когда Марина Николаевна Тарасова входит в класс, ребята знают - сейчас им обязательно расскажут что-то новое и интересное. И класс замолкает - все 6 человек (2 девочки и 4 мальчика).

Из Питера в Питер

Первое, что сделала Марина в Ленинграде - это заблудилась. Только-только закончившая школу, ни разу не выезжавшая дальше Петропавловска, девушка из Эссо растерялась и вышла из автобуса не на той остановке. Слава богу, ленинградцы (во всяком случае, в 70-е годы прошлого века) были доброжелательными и гостеприимными - они подсказали юной северяночке, как найти нужный ей адрес.

Марина была третьим по возрасту ребенком в многодетной семье. Старше - двое братьев, моложе - две сестры и еще трое братьев. Она помогала маме, ухаживала за меньшими. Причем делала это всегда с любовью и очень умело. "Быть тебе воспитателем или учителем!" - говорили в селе. Почему бы и нет? - думала Марина, закончив среднюю школу в Эссо, - причем не просто учителем, а учителем родного эвенского языка. Таких в камчатском Питере не готовили, но здесь можно было сдать вступительные экзамены в Государственный педагогический институт (сейчас - университет) им. Герцена большого Питера. Студенческие годы запомнились на всю жизнь. Было интересно. Было весело. В общежитии Марину сначала поселили в очень большую комнату на 20 человек. Зато все девушки были с Севера - ханси, манси, ненцы, ульчи.. А всего в институте учились ребята 26-ти северных национальностей. Сближало их то, что почти все, как и Марина, впервые оказались так далеко от дома, от родных, в непривычно большом городе.

Это были незабываемые годы. Интересные лекции и семинары, замечательные педагоги. Кроме основных занятий студентам предложили записаться на факультативы. Марина записалась в национальный танцевальный ансамбль, которым руководила известная в России хореограф Татьяна Петрова-Бытова, и с упоением танцевала, танцевала, танцевала...

Проблема в голосе

Выпускницу Ленинградского института тепло встретили дома родители, братья, сестры, друзья. Радостно встретил девушку Владимир - человек, который ждал ее все эти годы и который вскоре стал ее мужем. Можно было остаться работать в своей школе в родном Эссо. Но сложилось так, что молодая семья переехала в Анавгай.

- В анавгайской школе был, и сейчас такой же, очень хороший коллектив, - рассказывает М. Тарасова. - Среди учителей много выпускников института им. Герцена, поэтому меня приняли как родную.

Как принято у педагогов, над новичками сразу берут шефство более опытные специалисты. Марина Николаевна тепло вспоминает завуча Валентину Ивановну Алехину. Побывав на уроке молодой учительницы, завуч обратила внимание на то, что М. Тарасова говорит очень тихо ("на последних партах не слышно"), и они в школе и дома стали "вырабатывать учительский голос".

Через год в селе построили новую среднюю школу. Недавно школе исполнилось 25 лет. В ее 11 классах учатся 140 человек. В 8-м классе, где М. Тарасова классный руководитель, 6 учеников. К идее финансировать учебные заведения пропорционально количеству учеников, Марина Николаевна относится с большим недоверием. Как укрупнять сельские школы в условиях нашего полуострова, где между селами десятки и сотни километров, о каких школьных автобусах может идти речь? Отбирать школьников у родителей и селить их в интернаты - с этим педагог категорически не согласна: дети должны жить и воспитываться в семьях! С болью М. Тарасова воспринимает то, что сегодня первоклассники-эвены учат родной язык как иностранный - все больше северяне предпочитают говорить между собой на "языке межнационального общения". А ведь когда исчезает язык - исчезает и народ. Заботит учителя и то, что все больше школы северных сел и поселков задевают беды школ городских. Нет-нет, да и поймают педагоги учеников, покуривающих сигареты. Пока сигареты.

- Время, наверное, такое, - делится своей озабоченностью педагог. - У нас учеников немного, поэтому почти все под присмотром. Марина Николаевна нисколько не жалеет о своем выборе. Она любит свою работу, свой предмет, свою школу и ее детей. Наверное, ее любовь и стала основой того, что М. Тарасова оказалась среди первых на Камчатке лауреатов премии Президента, как лучший учитель страны.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах